Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

17.01.2024

Единый день информирования в трудовом коллективе

18.01.2024г. - Единый день информирования в трудовом коллективе: "Ответственность за экстремизм", "Год качества - залог успеха социально - экономического развития страны", "Повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению Брестской области".

 

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2024 г.)

 

ГОД КАЧЕСТВА  ЗАЛОГ УСПЕХА

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

 

Материал подготовлен

Академией управления при Президенте Республики Беларусь

на основе информации

республиканских органов государственного управления,

Национальной академии наук Беларуси,

материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ.Беларусь сегодня»

 

Во всех передовых в техническом отношении странах мира большое внимание уделяется проблемам повышения качества выпускаемой продукции. Это относится к потребительским товарам, к средствам производства, к сельскохозяйственной продукции, к строительным сооружениям и вообще ко всем продуктам труда человека и эффективному труду как таковому.

Международные стандарты трактуют качество, как способность характеристик продукции (системы, процесса) удовлетворить требования потребителей и других заинтересованных сторон. При этом во многих странах в понятие «качество» вкладывается разный смысл.

Справочно:

Например, в Германии  это «соответствие характеристикам», во Франции  «чувство удовлетворения», «роскошь», в Италии  «стиль», в Японии  «усовершенствование», «безупречность».

В Беларуси с середины 1990-х годов достижение качества во всех сферах жизнедеятельности страны изначально было определено важнейшей задачей государственной политики. В белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики качество рассматривается, в первую очередь, с позиции качества жизни людей.

При этом каждый из нас является не только потребителем, но и создателем качества. От того, насколько качественным будет отношение к труду, к тому, что и как человек делает на своем рабочем месте, зависит конкурентоспособность белорусских товаров, услуг, а значит – уровень благополучия страны в целом и каждого гражданина.

В целях дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны Глава государства 27 ноября 2023 г. подписал Указ  375 «Об объявлении 2024 года Годом качества».

5 января 2024 года в ходе совещания об основных направлениях работы по совершенствованию качества в 2024 году и Знаке качества Республики Беларусь Президент нашей страны подчеркнул: «Мы должны превзойти себя…Мы пришли к такой ситуации, когда надо подниматься на ступень выше, а может быть, и на две. Во-первых, нас жмут со всех сторон, легче не будет, это объективно. А во-вторых, нельзя остановиться. Если остановимся, начнется загнивание, как в истории нашего государства часто бывало (и не только нашего)».

  1.  Качество труда  залог конкурентоспособности Беларуси

Качество – это важнейший приоритет в политике нашей страны. Достижение высокого качества белорусской продукции, оказываемых в нашей стране услуг – определяющий фактор успешного продвижения отечественных товаров на внешних рынках, а значит – укрепление национальной экономики.

Главный критерий высокого качества отечественной продукции – это постоянно растущий экспорт белорусских товаров и услуг и узнаваемость нашего национального бренда «Сделано в Беларуси», который представлен в 160 странах мира.

Согласно статистике, за 11 месяцев 2023 года белорусский экспорт достиг 36 млрд долл. США и превысил показатель за аналогичный период 2022 года почти на 6%. Растет и география поставок.

Об узнаваемости Беларуси свидетельствует не только рост экспорта, но и количества людей, посещающих страну. В прошлом году в Беларуси побывали 1,6 млн человек из 173 стран (это только организованные посещения).

Востребованы среди иностранцев не только достопримечательности нашей страны: к нам едут лечиться (в 2023 году 123 тыс. граждан из 149 стран оказаны медицинские услуги) и учиться (25 тыс. студентов из более чем 100 стран мира получают образование в Беларуси).

«По-белорусски» – уже значит качественно. Конкурентным преимуществом нашей продукции было и остается соотношение «цена – качество».

Повышение качества производимой продукции предполагает внедрение современных технологий производства, форм контроля качества и организации труда, рационализаторских инициатив, а также высокую мотивацию сотрудников и поддержание благоприятной атмосферы внутри коллектива. Здесь работа найдется всем: руководителям и ученым, производственникам и общественным активистам.

Надо доступно разъяснить каждому работнику новые правила, по которым ему экономически будет невыгодно работать плохо. Качество работы, строгое соблюдение технологической дисциплины являются условиями повышения благосостояния человека.

Как справедливо отметил Глава нашего государства на совещании 5 января 2024 г., «не должно быть формализма и разгильдяйства… Начинайте с себя.Вовремя приходите на работу и начинайте работать качественно».

Ключевые направления по повышению качества производства и качества жизни:

 – повышение конкурентоспособности промышленного комплекса (производство востребованной качественной, в том числе экспортно-ориентированной и импортозамещающей, продукции; повышение уровня сервиса (послепродажного обслуживания) белорусскими производителями);

– бережное и продуманное отношение к ресурсам (дальнейшая модернизация и техническое переоснащение производств с внедрением современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, оборудования и материалов; применение современных материалов и технологий при проектировании и строительстве многоквартирных жилых домов);

– устойчивая энергетика и энергоэффективность (модернизация электроэнергетической инфраструктуры за счет реконструкции и строительства линий электропередачи различных классов напряжения в объеме не менее 2700 км; расширение возможностей использования населением электрической энергии для целей отопления и горячего водоснабжения);

– ускоренное развитие сферы услуг (повышение качества бытового обслуживания населения в сельской местности; совершенствование функционала портала рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения);

– создание комфортных условий для инвестирования и ведения бизнеса (содействие росту кооперационных цепочек, создаваемых промышленными флагманами с субъектами малого и среднего бизнеса; совершенствование электронного взаимодействия с плательщиками в целях обеспечения комфортных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств);

– укрепление демографического потенциала и здоровья нации (пропаганда здорового образа жизни для качественного долголетия и сохранения здоровья нации; проведение диспансеризации населения);

– повышение качества и доступности образования.

Важно помнить, что текущие вызовы экономики – это не только ограничения, но и новые возможности для повышения конкурентоспособности нашей продукции. Несмотря на предпринимаемые попытки сторонников долларовой модели мировой экономики сохранить свое господство, переформатирование мира уже не остановить. Мы видим его новые контуры и место нашей страны в нем. Пропуском для нас в этот новый мир служат достижения экономики, делиться которыми мы готовы со всеми, кто видит в Беларуси партнера. В этой связи спрос на Беларусь в мире колоссальный. Отечественные технологии, производства, услуги позволяют обеспечивать суверенитет страны сегодня и являются залогом успешного будущего. При одном условии – если мы будем неустанно работать над качеством, как это всегда было присуще белорусам.

 2. Обеспечение качественных показателей путем стимулирования инициативы, укрепления в обществе социального оптимизма

Качество – это показатель не только экономической выгоды и целесообразности, но также социального здоровья и благополучия. Это подразумевает необходимость повышенного внимания к следующим позициям:

формированию чувства личной ответственности за результат работы. Каждый должен понимать простую истину – добросовестное выполнение своих обязанностей является ключевым условием достижения общего успеха;

повышению мотивации труда. Здесь уместно использовать советское наследие и опыт (соревнования, рационализаторство, наставничество, меры морального и материального стимулирования и др.);

поддержанию здорового и благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе, без которого невозможно формирование сопричастности к результатам общего труда.

Стимулировать организации в работе по повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, внедрению современных методов менеджмента качества помогают республиканские конкурсы в области качества и делового совершенства.

Контроль за качеством производимой продукции или выполняемых работ – это не только задача технологов, она должна стать важной задачей для первичек ФПБ, БРСМ, Белой Руси, а общественный контроль за обеспечением качества – одним из направлений их деятельности.

В идеале каждый гражданин должен осознавать, что благосостояние страны, от которого зависит личная удовлетворенность качеством жизни, прежде всего обеспечивается эффективностью его труда.

В свою очередь люди труда заслуживают, чтобы в них общество видело своих героев, а трудолюбие и профессионализм стали мерилом социального успеха и общественного признания.

  1.  Знак качества: традиция прошлого и настоящее

Трудолюбивым белорусам ментально близок и Год качества, и «Знак качества». Готовится проект Указа Президента Республики Беларусь «О Государственном знаке качества». Присвоение данного знака будет означать высшую степень как оценки и признания продукции предприятия, так и ответственности за оказанное доверие.

 

 

Изображение Государственного знака качества

Государственный знак качества представляет собой пятиугольник красного цвета со слегка выпуклыми сторонами.

В центре Государственного знака качества на белом поле – стилизованное изображение перевернутой буквы «К» из двух стреловидных элементов красного цвета. В верхней части Государственного знака качества – надпись «БЕЛАРУСЬ» красного цвета.

Пять углов Государственного знака качества символизируют качество белорусской продукции, достигаемое сочетанием пяти показателей производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности.

Нижний стреловидный элемент означает устойчивость системы качества, верхний, как символичные весы, – оптимальное соотношение общественного мнения о продукции и достижений производства.

В своем новогоднем обращении к белорусскому народу Президент Республики Беларусь сказал: «Качество давно стало стилем жизни белорусов, национальной чертой, а теперь станет символом всех начинаний. В нашу жизнь вернется добрая традиция присваивать почетный знак лучшим производителям товаров и услуг. Его первые обладатели войдут в историю независимой Беларуси».

В этом вопросе Беларусь будет основываться на традициях советского периода. «Этот исторический период дал старт нашему национальному развитию. Теперь вы понимаете, почему я «цепляюсь» за то советское время: если бы не было того советского времени, не было бы самых современных и новых образцов. Загубить все – проще, но на базе чего мы бы создавали новые, прогрессивные образцы? Этой базы бы не было. Умные люди сохраняют и развивают все то, что накоплено прежними поколениями. Мы это сделали», – заявил на совещании 5 января 2024 г. белорусский лидер.

Справочно:

Государственный знак качества СССР введен в действие 20 апреля 1967 г. в целях стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства. Он разработан Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации.

«Знак качества» в БССР

Первым Государственный знак качества в республике получила продукция БелАЗа – карьерный самосвал БЕЛАЗ 540.

Если в 1967–1970 годах он присвоен 54 изделиям, то уже в 1973 году – 614. На начало 1978 года в БССР Государственный знак качества имели 2,8 тыс. изделий, из них 1,9 тыс.  товары народного потребления. Доля продукции с Государственным знаком качества в общем ее выпуске составляла: строгальных станков – 93,7%, протяжных станков – 78,9%, измерительных приборов – 48,3%, грузовых автомобилей – 94,2%, тракторов – 98%, мотоциклов – 86,2%, холодильников бытовых – 92%, телевизоров широковещательных – 53,3%, радиоприемников широковещательных – 39,9%.

В числе аттестованных изделий – автомобили семейства МАЗ и БелАЗ, металлорежущие станки, тракторы, измерительные приборы, телевизоры, холодильники, мебельные гарнитуры, наручные часы, ткани, швейные и трикотажные изделия, пищевая и другая продукция белорусских предприятий.

Официально использование Государственного знака качества прекращено с распадом СССР, однако некоторые производители продолжали наносить его на свою продукцию вплоть до 1994 года.

На присвоение Государственного знака качества суверенной Беларуси может претендовать продукция таких известных в нашей стране и за рубежом компаний как ОАО «МТЗ» (трактор Belarus), ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (карьерный самосвал БЕЛАЗ 7513), ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» (автомобиль-самосвал МАЗ-65262L); ОАО «ИНТЕГРАЛ» – управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» (линейка лавинных фотодиодов), КУП «Молочный гостинец» (молочная продукция в ассортименте) и др.

При этом на совещании 5 января 2024 г. Глава государства заявил: «БЕЛАЗы, МТЗ, МАЗ и так далее  не могут не иметь знака качества на какой-то свой товар. Но этот товар должен быть уникальным, он должен быть конкурентоспособным на международных рынках».

Новый знак будет получать самая лучшая продукция. Однако это не значит, что остальная продукция и услуги станут хуже или будут некачественными. Наоборот – это стимул и мотивация к тому, чтобы достичь более высокой планки в оценке, найти самые эффективные решения и приемы в работе, и получить наилучший результат.

Мы говорим о движении вверх – создании нового механизма еще более сильной конкуренции и мотивации.

И определяющими здесь должны быть меры нематериального стимулирования, как это и было во времена СССР.

С одной стороны – гордость производителя за качество своей работы и следуемый за этим общественный статус. С другой – узнаваемость продукции и услуг и кратное повышение их востребованности за счет гарантированного соответствия стандартам, подтверждаемого государством.

  1.  Повышение качества жизни  дело каждого

Необходимо различать понятия уровня жизни и качества жизни. Если в первом случае речь идет о конкретном просчитываемом экономическом показателе, который отражает уровень обеспеченности материальными благами, то второй подразумевает степень удовлетворения широкого круга потребностей человека – материальных, духовных, социальных, охватывая физическое, психологическое здоровье человека.

Крайне важно изменить у людей отношение к пониманию качества. Его невозможно измерить исключительно цифрами. Есть области, в которых только сам человек может улучшить показатель качества. Это т.н. «территория личной ответственности»: самообразование, собственное здоровье, занятие спортом, культура отдыха, семейных отношений, благоустройство территории и др.

В Беларуси созданы условия для дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения: поддерживается высокий уровень безопасности, создаются новые рабочие места, обеспечены устойчивый рост реальной заработной платы, равный доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, сохранены и приумножаются культурные ценности, поддерживается высокий уровень социальной защиты, созданы условия для участия в общественной жизни.

Справочно:

По данным Белстата, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе–октябре 2023 г. составили 106,1% к уровню января–октября 2022 г.

Однако благосостояние должно быть предметом совместной заботы человека и государства. Личная ответственность граждан – самообразование, здоровье, досуг, семейное благополучие и др.

«Мы видим возрастающий спрос на ценности социального государства... Возвращение к этим ценностям  вопрос качества жизни людей: духовной сферы, экономического благополучия, социальной справедливости. Все здесь взаимосвязано», – сказал Александр Лукашенко на совещании, посвященном вопросам проведения Года качества.

Качественный подход – это еще и уважение к себе. Жить и работать по принципам качества – значит находиться в постоянном личном совершенствовании:

– непрерывно развиваться, получать знания. Для реализации на практике принципа «образование через всю жизнь» государство предоставило гражданам все возможности;

– следить за своим здоровьем (своевременная диспансеризация, здоровое питание и др.). В здравоохранении реализован ряд мероприятий по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению. Крепкое здоровье – один из главных показателей благополучия человека;

– в жизни человека важное значение имеет его культурный досуг. Для этого в нашей стране созданы все условия (функционируют театры, концертные организации, музеи, библиотеки; проводятся фестивали, праздники и др.);

– поддерживать хорошую физическую форму (обустроены площадки для занятий спортом, спортивной ходьбой, велосипедные дорожки, проводятся республиканские и региональные спортивно-массовые мероприятия, туристические и др.);

– жить в семейном согласии и мире с окружающими людьми.

Задача Года качества – это еще и приобщение населения к занятиям спортом, здоровому образу жизни, повышение культуры времяпровождения, укрепление семейных отношений. Поэтому приоритетное внимание необходимо уделить формированию у граждан личной ответственности за повышение качества жизни.

«Люди должны видеть, что это Год качества. И наше жесточайшее требование к качеству жизни людей, к самим себе, комплекс мероприятий  должно быть видно, что в стране идет Год качества и когда он закончится, вот его результат», – заявил Глава государства на совещании 5 января 2024 г.

 

****

Беларусь не обладает значительными природными богатствами. Поэтому благополучие жителей нашей суверенной страны не придет само по себе. Мы можем его обеспечить только своим трудом, интеллектом и настойчивостью. Успех зависит от того, насколько эффективно, творчески и результативно будет трудиться каждый из нас.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 12 сентября 2023 г. во время вручения государственных наград заслуженным людям страны особо подчеркнул: «Работая в самых разных сферах, ставя перед собой самые разные цели, мы достигаем высоких результатов, которые в итоге становятся общим успехом, успехом всей нашей страны. И чем больше личных достижений, тем сильнее наша Беларусь».

Комплекс экономических, идеологических, культурных и иных мероприятий, запланированных в Год качества, направлен на достижения амбициозной цели: поставить контроль качества производимых товаров и услуг, качества жизни страны на более высокий уровень. И эта цель будет достигнута, если каждый белорус определит для себя свой личный план по повышению качества своей работы, своей жизни и будет усердно ему следовать.

Стандарты качества мы сохранили, приумножили, теперь – этап улучшения. Довольствоваться достигнутым нельзя!

 

Ответственность за экстремизм

 

Согласно Закону «О противодействии экстремизму» экстремизмом считается деятельность по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность. Это не только насильственное изменение конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание экстремистского формирования либо участие в нем, но и содействие осуществлению экстремистской деятельности, распространение в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь, оскорбление и дискредитация органов государственной власти и управления. Все это – уголовно наказуемые действия, которые могут обернуться для виновных лишением свободы.

В Кобринском районе по ст. 361-4  Уголовного кодекса Республики Беларусь было возбуждено 4 уголовных дела против граждан, которые, выехав из страны, давали интервью экстремистскому формированию, действующему под видом телеканала, оказывая тем самым содействие их экстремистской деятельности, направленной на подрыв устоев Республики Беларусь.

По Закону Республики Беларусь уголовному преследованию подвергаются граждане, замешанные в создании экстремистского формирования либо участии в нем, в финансировании экстремистской деятельности, в участии на территории иностранного государства в вооруженном формировании или вооруженном конфликте, военных действиях, вербовке либо подготовке лиц к такому участию. Мера наказания – лишение свободы на срок от 2 до 6 лет.

Правоохранители постоянно отслеживают информационные продукты на разных носителях – печатных, электронных и сетевых. Материалы представляются на рассмотрение в республиканскую экспертную комиссию по борьбе с экстремизмом и реабилитацией нацизма. которая изучает и готовит заключение на предмет наличия либо отсутствия признаков экстремизма. Как только продукция попадает в республиканский список экстремистских материалов (размещен на сайте Министерства информации mininform.gov.by), доступ к ней должен быть моментально ограничен.

Некоторые Telegram-чаты и группы с кобринскими корнями решением суда Кобринского района Брестской области от 19 августа                    2021 года и решением суда Ленинского района г. Бреста от 8 июня 2022 года были признаны экстремистскими и включены в республиканский список экстремистских материалов. Их администраторы также привлечены к ответственности, выявлены и наиболее активные участники.

Участие в группах и чатах, признанных экстремистскими, осуществление в них деятельности, оставление комментариев, сообщений, пересылка файлов другим участникам групп образуют состав административного правонарушения, как и размещение на страницах в соцсетях экстремистских материалов, проставление на них лайков, совершение их репостов. Правоохранители успешно проводят деанонимизацию администраторов и наиболее активных подписчиков экстремистских телеграм-каналов и чатов. Документируются все сообщения в мессенджерах и соцсетях, побуждающие к экстремистской деятельности, и другие действия пользователей по созданию протестной активности.

За распространение такой информационной продукции, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозку с целью распространения, предусмотрено наказание по статье 19.11 КоАП Республики Беларусь. На физлицо может налагаться штраф от 10 до 30 базовых величин, общественные работы либо административный арест до 15 суток, на ИП – штраф в размере от 50 до 100 базовых величин, на юрлицо – от 100 до 500 базовых величин с обязательной конфискацией предмета административного правонарушения.

Необходимо знать об ответственности за хранение фото- и видеоматериалов с нацистской символикой или атрибутикой в открытом доступе на страницах в социальных сетях, о чем говорится в ст. 19.10 КоАП Республики Беларусь. Хранение материалов подразумевает под собой в том числе фактическое нахождение на устройстве (на мобильном телефоне, планшете, компьютере) файлов, признанных экстремистскими.

Подписка на деструктивные каналы – это элемент популяризации, распространения экстремистской информации. Нужно оценить критически свои социальные сети, просмотреть ленту и избавиться от компрометирующих материалов. Пусть позитивный контент входит в круг интересов пользователей, а не тот, что подрывает устои нашей страны.

 

                         По информации Прокуратуры Кобринского района

 

 

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2024 г.)

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

(областная тема)

 

В 2023 году продолжено выполнение Регионального комплекса мероприятий по реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы (далее – Госпрограмма) и утвержденного решением Брестского областного Совета депутатов 24 мая 2021 года № 256.

Анализ имеющихся демографических показателей за январь-ноябрь 2023 года свидетельствует о снижении показателя смертности населения на 11,3% до 12,4‰ (январь-ноябрь 2022 г. – 13,9‰). Число умерших от всех причин снизилось на 2 003 человека, с 16 875 до 14 872.

Естественная убыль населения сократилась до 4 796 человек или 4,0‰ (январь-ноябрь 2022 г. – 6 152 человека или 5,1‰, за январь-ноябрь 2021 г. – 11 904 человека или 9,7‰, январь-ноябрь 2020 г. – 6 437 человек или 5,2‰, январь-ноябрь 2019 г. – 2 618 человек или 2,1‰, январь-ноябрь 2018 г. – 1 842 человека или 1,5‰).

Число родившихся в 2023 году снизилось с 10 723 до 10 076 (на 647 детей или на 6%). Показатель рождаемости составил – 8,4‰ (январь-ноябрь 2022 г. – 8,9‰), что выше среднереспубликанского показателя за 6 мес. 2023 г. – 7, 1‰.

Среди лиц трудоспособного возраста отмечено снижение   количества смертей на 308 случаев или на 8,6%, с 3 574 до 3 266 человек.

Показатель смертности среди трудоспособных сократился и составил 4,8‰ (январь-ноябрь 2022 – 5,2‰, январь-ноябрь 2021 – 6,2‰, январь- ноябрь 2020 г. – 4,9‰, январь-ноябрь 2019 г. – 4,3‰).

Удельный вес случаев смерти этой категории населения в возрастной структуре возрос до 22% (январь-ноябрь 2022 г. – 21,2%).

За январь - ноябрь 2023 умер 21 ребенок в возрасте до года, показатель младенческой смертности составил 2,02‰, что на 21,4% ниже, чем за аналогичный период 2022 года, когда умерло 29 детей и зафиксирована младенческая смертность на уровне 2,57‰.

В возрасте 0-17 лет количество умерших детей снизилось с 58 до 54, детская смертность составила 20,57 на 100 000 (за январь-ноябрь 2022 г. показатель составлял 21,89 просантимилле).

Охват населения работой команд врачей общей практики (далее – ВОП) планировался не менее 75%, по результатам работы за 9 месяцев 2023 года охват составил 95,5%.

В Брестской области во внедрении пилотного проекта «Заботливая поликлиника» участвует 3 организации здравоохранения: УЗ «Барановичская центральная поликлиника», УЗ «Брестская городская поликлиника № 2» и поликлиника УЗ «Брестская городская больница      № 2».    

Проблемными вопросами в реализации проекта «Заботливая поликлиника» является необходимость проведения ремонтно-строительных работ в учреждениях здравоохранения для перепланировки, в том числе строительства новых и модернизации существующих локальных вычислительных сетей (сети имеют плохо организованную структуру, оснащены устаревшим коммуникационным оборудованием, что вызывает нестабильную работу сети при высоких нагрузках).

Дополнительно проект «Заботливая поликлиника» реализован в г. Бресте на базе введенного в эксплуатацию в декабре 2021 г. медицинского комплекса, который включает в себя взрослую поликлинику                  (УЗ «Брестская городская поликлиника № 5») на 500 посещений в смену с отделением дневного пребывания на 25 коек; женскую консультацию на 190 посещений в смену и детскую поликлинику (УЗ «Брестская городская детская поликлиника № 3») на 600 посещений в смену, централизованную лабораторию.

В настоящее время из-за недостаточного финансирования внедрение проекта «Заботливая поликлиника» в определенных ранее учреждениях здравоохранения приостановлено.

В Брестской области в областных и межрайонных центрах выросли объемы высокотехнологичной кардиохирургической помощи. За истекший период выполнено 2577 высокотехнологичных и сложных кардиохирургических операций (2022 г. – 2390). Количество интервенционных чрескожных вмешательств на артериях сердца составило 1721 операции или 1308,3 на 1 млн. населения, при контрольном показателе 979,8 на 1 млн. нас. По поводу имплантаций электрокардиостимуляторов и других устройств выполнено 354 оперативных вмешательства или 269,1 на 1 млн. населения, при контрольном показателе 269,0 на 1 млн. нас.

Всего при нарушениях ритма выполнено 395 вмешательств (2022 г. – 378), из них радиочастотных абляций (РЧА) – 31 (2022 г. – 31).

Количество оперативных вмешательств на сердце (АКШ, МКШ) несколько снизилось в сравнении с прошлым годом со 131 до 116 операций (при плане 150 на год); число клапанных коррекций составило 61 (2022 г. – 40), при годовом плане 80. Контрольный уровень по клапанным коррекциям достигнут, несмотря на перебои в поставках расходных материалов (с марта по июнь отсутствовала полная линейка протезов).

Неврологической службой проводится комплекс мероприятий по профилактике цереброваскулярных болезней, формированию потребности в здоровом образе жизни, контролю за динамическим диспансерным наблюдением пациентов с цереброваскулярными болезнями.       

В рамках выполнения мероприятий Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы в области проводится скрининг рака молочной железы, предстательной железы, колоректального рака и рака шейки матки.

За 9 месяцев 2023 года при выполнении скрининговой маммографии почти 9 000 женщин, рак молочной железы выявлен у 38, в т.ч. у 35 на ранней стадии.

В рамках скрининга рака предстательной железы за 9 месяцев 2023 года прошли тест на ПСА 8327 пациентов, рак предстательной железы выявлен у 44 пациентов, у 43 при этом на ранних стадиях.

За 9 месяцев 2023 года проведено 514 скрининговых колоноскопий, колоректальный рак выявлен в 2 случаях, оба в ранней стадии.

Скрининг рака шейки матки проводится в УЗ «Пинская центральная поликлиника» путем тестирования на вирус папилломы человека высокого канцерогенного риска. За 9 месяцев 2023 года обследовано 3134 женщины. У 98 женщин получен положительный ВПЧ-тест, выявлено 7 случаев рака шейки матки, все на ранней стадии.

Всего за 9 месяцев в скрининговых мероприятиях по раку молочной железы, раку предстательной железы, колоректальному раку и раку шейки матки приняло участие почти 21 тысяча человек - 46% от подлежащих на 2023 год и 58,6% от подлежащих на 9 месяцев 2023 года, выявлен 91 случай рака, в 95 % случаев на ранних стадиях.

В рамках реализации мероприятий по ранней диагностике опухолей головы и шеи в области за 9 месяцев 2023 года прошли осмотр почти 400 тысяч человек (90% от подлежащих).

По результатам осмотра у 3189 пациентов выявлено подозрение на наличие новообразований головы и шеи, 76,5% прошли дообследование. Выявлено 195 случаев рака головы и шеи, в т.ч. 88 в ранней стадии (45,1%).

Предложения в организацию и совершенствование нормативно-правовой и методической базы системы медицинской аккредитации представляются в Министерство здравоохранения Республики Беларусь по соответствующим запросам.

В пилотном проекте по переходу к системе финансирования на основе клинико-затратных групп учреждения здравоохранения Брестской области будут работать с 01.01.2024.

          По состоянию на 01.12.2023 к системе АИС «Электронный рецепт» подключены 78 организаций. К республиканской системе телемедицинского консультирования подключены 38 организаций.

В текущем году реализуемый в рамках профилактической работы комплекс превентивных мер в области позволил нормализовать ситуацию по большинству инфекционных заболеваний, в том числе и по гриппу. В результате обеспечена стабилизация показателей инфекционной и паразитарной заболеваемости. Возобновлены мероприятия по плановой вакцинации населения.

В 2023 году проекты «Здоровый город (поселок)» реализуются на 27 территориях области. В Проекте задействованы: 16 городов, 1 район, 4 поселка, 5 агрогородков и 1 сельский совет. В 3 квартале 2023 года список расширен за счет проекта «Жеребковичи – здоровый агрогородок» Ляховичского района (решение Ляховичского РИК №1133 от 05.09.2023).

Наиболее успешно проект «Здоровый город (поселок)» по основным направлениям реализуется в городах Пинск, Ивацевичи, Брест, Барановичи, Пружаны, Дрогичин, Лунинец, Ляховичи, Иваново, Столин, в Кобринском районе; в Чернавчицком сельском Совете, в а/г. Оснежицы (Пинский р-н), г.п. Городище (Барановичский р-н), а/г Мотоль (Ивановский район), г. Микашевичи (Лунинецкий район), пос. Речица (Столинский район).

В целом по области информационно-образовательный проект «Школа – территория здоровья» реализуется на базе 462 (97,9%) учреждений общего среднего образования из 472, который охватывает 170 694 учеников из 173 485 (98,4%).

В области реализуются 7 областных профилактических проектов:     4 на базе учреждений общего среднего образования («Мой выбор – жить с позитивом!», «Правильная осанка – залог здоровья!», «Школьное питание – здоровое и рациональное!», «Мы - за здоровый и безопасный отдых!»). 1 проект в ССУЗах и УПО «В защиту жизни!».

2 проекта на предприятиях («Здоровое сердце – залог успеха!» и «Предотврати болезнь – выбери жизнь!»).

Реализуются 2 проекта на базе Брестского областного ЦГЭиОЗ:

«Центр наглядной профилактики» по профилактике потребления ПАВ для учащихся УО области; областная олимпиада по ЗОЖ (21 апреля 2023 года).

Реализуются 2 республиканских проекта: «Школа – территория здоровья», «Здоровые города и поселки».

В рамках реализации межведомственного профилактического проекта «Здоровое сердце – залог успеха!» для работников организаций и предприятий Брестской области за истекший период 2023 года проведены 432 мероприятия, в которых приняли участие 63904 человек. Определен уровень артериального давления (АД) 62203 участникам мероприятий. Выявлено 11 908 человек (19,1%) с повышенным АД, из них 1306 - с впервые выявленным. Оказана неотложная помощь 1 321 участнику мероприятий.

Всего специалистами проведено 13259 консультаций, в том числе кардиологом – 1937, терапевтом – 10183, офтальмологом – 1920 и неврологом – 2173. Проведены диагностические исследования: ЭКГ - 30252, определение показателей липидного обмена – 9727, УЗИ сердца – 1458, а также 18890 определений уровня глюкозы в крови и гликированного гемоглобина. По результатам консультативно-диагностической работы 1 464 человека или 2,3% от участников мероприятий направлены для дальнейшего обследования.

Наличие необходимых лекарственных средств и контроль за необоснованным ростом цен на них.

Состояние лекарственного обеспечениянаходится на постоянном контроле у руководства предприятия. На Брестском областном аптечном складе и в аптеках области имеются в наличии лекарственные препараты в пределах всех фармакотерапевтических групп, что позволяет обеспечивать лечебный процесс в необходимом объеме. Неснижаемый запас составляет 2-3-х месячную потребность, по   отдельным позициямдо 12 месяцев. Ассортимент лекарственных препаратов в сети поддерживается на протяжении года на уровне   4 000 наименований, в том числе отечественного производства - 1800 наименований. Одномоментно в обороте находится 7,0 - 8,0 млн. упаковок лекарственных средств, в том числе около 5,0 млн. упаковок отечественного производства (65% - 70%) и около 2,5 млн. упаковок импортного производства (30% - 35%).

Вопросы ценообразования на лекарственные средства находятся на постоянном контроле в органах государственного управления, а также непосредственно у руководителя предприятия.

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь проводятся мониторинги цен на лекарственные средства в аптеках государственной и негосударственной формы собственности.

В Брестском РУП «Фармация» цены формируются централизованно. Аптеки предприятия получают лекарственные препараты с Брестского областного аптечного склада со сформированными розничными ценами.

В Республике Беларусь лекарственные средства относятся к группе товаров, в отношении которых действует единый порядок формирования цен, установленный для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих фармацевтическую деятельность, Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 года № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ 366).

Согласно Указу № 366 формирование розничных цен на лекарственные средства осуществляется путем применения дифференцированных надбавок (размер которых не должен превышать установленного Указом № 366 предельного уровня) к расчетной отпускной цене первого импортера. Расчетная отпускная цена на импортные лекарственные средства формируется исходя из контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, с учетом таможенных платежей, транспортных расходов, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством. Значительное влияние на цену импортного лекарственного средства оказывает контрактная цена производителя, изменение курса белорусского рубля по отношению к курсу иностранных валют.

          При формировании цен на лекарственные препараты, которые включены в перечень, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 года № 776 «О регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства»  (с учетом изменений и дополнений) учитываются зарегистрированные предельные отпускные цены производителей лекарственных препаратов.

Действующая ценовая политика предприятия предусматривает меры по снижению ценовой нагрузки в розничном звене. Так, при формировании розничных цен не применяются максимально разрешенные торговые надбавки. Также, в аптеках предприятия реализуются скидочные программы для населения.

Разделы сайта