Что надо знать о психологии мошенника и жертвы
Жертва для мошенника – не человек, а добыча, инструмент для обеспечения собственного существования, обезличенный объект! Люди для мошенника – это или мошенники, или неудачники. Не ждите от мошенников жалости или сочувствия!
Если мошенник видит в человеке добычу, то жертва, напротив, видит в мошеннике человека. Она вступает с ним в отношения, как с субъектом, равным себе, или даже считает его более авторитетным, знающим, грамотным, экспертом в каких-то вопросах. Поэтому доверяет и не проверяет информацию!
Поведение жертвы определяет успех мошеннической операции!
Поведение человека во многих случаях легко просчитывается. Несмотря на то, что все люди разные, в определенных жизненных ситуациях мы все действуем однотипно, шаблонно.Мошенники знают типичные «слабые места» людей, которыми легко воспользоваться дляотключения их психологической защиты.
- Потребность человека оказывать помощь другим людям;
- Склонность отвечать взаимностью, если тебе сделали что-то хорошее;
- Гнаться за дефицитными вещами или за быстрыми деньгами;
- Доверять авторитетам и доверчивость вообще (особенно при первом контакте);
- Неумение сказать «нет»;
- Жажда похвалы, желание человека быть хорошим;
- Следовать за большинством.
|
Известная личность в среде хакеров 90-х и автор ряда книг об искусстве обмана в сети К. Митник выделил принципы, на которыхвсегда строится мошенничество:
Жертвами мошенников часто становятся люди:
ü с низкой самооценкой, неуверенные, робкие, покорные, стеснительные,
ü ведомые, зависимые от других людей, от их мнений и оценок;
ü с высокой эмоциональностью и впечатлительностью;
ü у которых, по разным причинам, снижено логическое и критическое мышление;
ü с высоким уровнем тревожности, доверчивые;
ü инфантильные (незрелые личности);
ü люди со слабыми волевыми процессами.
Как снизить риски стать жертвой мошеннических схем
1)Слушайте свои эмоции, они несут сигнальную функцию, когда ваша психологическая защита взламывается. Это может быть резкий всплеск эмоций, противоречивые эмоции, странные эмоции, интенсивные эмоции, чувство: «Что-то не то!» Не принимайте решений в состоянии стресса!
2)Сомневайтесь и прерывайте контакт! Положите трубку! Сами перезвоните нужному абоненту! Не бойтесь разрывать сомнительные контакты.
3)Возьмите паузу– не принимайте быстрых решений, когда речь идет о деньгах. Скажите, что вам надо посоветоваться. Посоветуйтесь с любым человеком, кто рядом, с соседкой, позвоните другу, родственнику. Человек, который не вовлечен в эту эмоциональную игру, будет более трезво смотреть на ситуацию.
4)Задавайте вопросы.Спрашивать полное имя, данные звонящего, детально. Какое отделение? Какая должность? Как я могу в этом удостовериться? Чем вы это можете подтвердить? Перехватывайте инициативу! Нападайте! Надо самому вести разговор! Даже если это реальный банковский работник, помните, что это они несут ответственность перед вами. Это вы им платите за сохранность ваших средств. Это они обязаны обеспечивать безопасность вашего вклада!
5)Попросите говорить медленнее.Задача мошенников – говорить быстро, чтобы вы не поняли, а ваша задача – понять, что от вас хотят.
6)Расставляйте маячки и памятки. Формируйте ассоциативные цепочки «Карточка – нет!», «Деньги – нет!». А еще лучше: «Звонок из банка/милиции – кладу трубку!». Если это действительно банковский работник или милиционер – вас найдут другим способом.
7) Вас могут защитить следующие меры безопасности. Карточку, на которой хранятся основные средства, заверните в салфетку, напишите слово «нет», «никому не сообщать данные», «позвони родителям, друзьям!», «сказать: я вам перезвоню», «осторожно, мошенники!», «не открывать приложение». Можно спрятать в целлофановый пакет. Важно дать себе время, чтобы снизилось эмоциональное возбуждение, когда вы находитесь под внешним влиянием. Эти искусственные барьеры могут повысить шанс, что вернётся сознание, и вы вспомните об опасности. Не будьте беспечными! Не думайте, что вас это не коснется! Люди склонны недооценивать вероятность происхождения с ними негативных событий.
8)Культивируйте «здоровую паранойю», помните, манипуляторы ищут самый доверчивый объект.
9)Проверяйте информацию – если подозрителен запрос, который пришел по электронной почте, необходимо проверить его, перезвонив по телефону. При личном общении потребуйте удостоверение личности.
10) Учитесь говорить «нет» – умение очертить свои границы –хороший способ психологической защиты.
11) Развивайте критическое мышление и самостоятельность суждений.
Рекомендации по цифровой гигиене, снижающие
информационные риски
- Не размещайте личные данные в Сети.
- Часто меняйте пароли.
- Не принимайте заявки в «друзья» от незнакомых людей (70% детей принимают заявки от незнакомых людей, более 30% встречались с ними в реальной жизни).
- В комментариях не оскорбляйте других, не применяйте нападки на личность.
- Если есть возможность, переводите коммуникацию с элементами киберагрессии или мошенничества в правовое поле.
- Помните, что:
ü«социальная виртуальность» – довольно агрессивная среда, которую порождает ложное чувство безнаказанности и анонимности;
üлюди в Сети не те, кем кажутся, аккаунт – это не человек;
üчувство близости в Сети ничем не обоснованно;
üв Сети есть «сущности», которые не являются людьми: боты и прочие виртуальные личности.
Никогда не делайте в сети то, что бы вы побоялись или постеснялись сделать публично в реальной жизни!
Рекомендации по цифровой гигиене, снижающие
информационные риски
- Не размещайте личные данные в Сети.
- Часто меняйте пароли.
- Не принимайте заявки в «друзья» от незнакомых людей (70% детей принимают заявки от незнакомых людей, более 30% встречались с ними в реальной жизни).
- В комментариях не оскорбляйте других, не применяйте нападки на личность.
- Если есть возможность, переводите коммуникацию с элементами киберагрессии или мошенничества в правовое поле.
- Помните, что:
ü«социальная виртуальность» – довольно агрессивная среда, которую порождает ложное чувство безнаказанности и анонимности;
üлюди в Сети не те, кем кажутся, аккаунт – это не человек;
üчувство близости в Сети ничем не обоснованно;
üв Сети есть «сущности», которые не являются людьми: боты и прочие виртуальные личности.
Никогда не делайте в сети то, что бы вы побоялись или постеснялись сделать публично в реальной жизни!
Что надо знать о психологии мошенника и жертвы
Жертва для мошенника – не человек, а добыча, инструмент для обеспечения собственного существования, обезличенный объект!Люди для мошенника – это или мошенники, или неудачники. Не ждите от мошенников жалости или сочувствия!
Если мошенник видит в человеке добычу, то жертва, напротив, видит в мошеннике человека. Она вступает с ним в отношения, как с субъектом, равным себе, или даже считает его более авторитетным, знающим, грамотным, экспертом в каких-то вопросах. Поэтому доверяет и не проверяет информацию!
Поведение жертвы определяет успех мошеннической операции!
Поведение человека во многих случаях легко просчитывается. Несмотря на то, что все люди разные, в определенных жизненных ситуациях мы все действуем однотипно, шаблонно.Мошенники знают типичные «слабые места» людей, которыми легко воспользоваться дляотключения их психологической защиты.
- Потребность человека оказывать помощь другим людям;
- Склонность отвечать взаимностью, если тебе сделали что-то хорошее;
- Гнаться за дефицитными вещами или за быстрыми деньгами;
- Доверять авторитетам и доверчивость вообще (особенно при первом контакте);
- Неумение сказать «нет»;
- Жажда похвалы, желание человека быть хорошим;
- Следовать за большинством.
|
Известная личность в среде хакеров 90-х и автор ряда книг об искусстве обмана в сети К. Митник выделил принципы, на которыхвсегда строится мошенничество:
Жертвами мошенников часто становятся люди:
ü с низкой самооценкой, неуверенные, робкие, покорные, стеснительные,
ü ведомые, зависимые от других людей, от их мнений и оценок;
ü с высокой эмоциональностью и впечатлительностью;
ü у которых, по разным причинам, снижено логическое и критическое мышление;
ü с высоким уровнем тревожности, доверчивые;
ü инфантильные (незрелые личности);
ü люди со слабыми волевыми процессами.
Как снизить риски стать жертвой мошеннических схем
1)Слушайте свои эмоции, они несут сигнальную функцию, когда ваша психологическая защита взламывается. Это может быть резкий всплеск эмоций, противоречивые эмоции, странные эмоции, интенсивные эмоции, чувство: «Что-то не то!» Не принимайте решений в состоянии стресса!
2)Сомневайтесь и прерывайте контакт! Положите трубку! Сами перезвоните нужному абоненту! Не бойтесь разрывать сомнительные контакты.
3)Возьмите паузу– не принимайте быстрых решений, когда речь идет о деньгах. Скажите, что вам надо посоветоваться. Посоветуйтесь с любым человеком, кто рядом, с соседкой, позвоните другу, родственнику. Человек, который не вовлечен в эту эмоциональную игру, будет более трезво смотреть на ситуацию.
4)Задавайте вопросы.Спрашивать полное имя, данные звонящего, детально. Какое отделение? Какая должность? Как я могу в этом удостовериться? Чем вы это можете подтвердить? Перехватывайте инициативу! Нападайте! Надо самому вести разговор! Даже если это реальный банковский работник, помните, что это они несут ответственность перед вами. Это вы им платите за сохранность ваших средств. Это они обязаны обеспечивать безопасность вашего вклада!
5)Попросите говорить медленнее.Задача мошенников – говорить быстро, чтобы вы не поняли, а ваша задача – понять, что от вас хотят.
6)Расставляйте маячки и памятки. Формируйте ассоциативные цепочки «Карточка – нет!», «Деньги – нет!». А еще лучше: «Звонок из банка/милиции – кладу трубку!». Если это действительно банковский работник или милиционер – вас найдут другим способом.
7) Вас могут защитить следующие меры безопасности. Карточку, на которой хранятся основные средства, заверните в салфетку, напишите слово «нет», «никому не сообщать данные», «позвони родителям, друзьям!», «сказать: я вам перезвоню», «осторожно, мошенники!», «не открывать приложение». Можно спрятать в целлофановый пакет. Важно дать себе время, чтобы снизилось эмоциональное возбуждение, когда вы находитесь под внешним влиянием. Эти искусственные барьеры могут повысить шанс, что вернётся сознание, и вы вспомните об опасности. Не будьте беспечными! Не думайте, что вас это не коснется! Люди склонны недооценивать вероятность происхождения с ними негативных событий.
8)Культивируйте «здоровую паранойю», помните, манипуляторы ищут самый доверчивый объект.
9)Проверяйте информацию – если подозрителен запрос, который пришел по электронной почте, необходимо проверить его, перезвонив по телефону. При личном общении потребуйте удостоверение личности.
10) Учитесь говорить «нет» – умение очертить свои границы –хороший способ психологической защиты.
11) Развивайте критическое мышление и самостоятельность суждений.
Рекомендации по цифровой гигиене, снижающие
информационные риски
- Не размещайте личные данные в Сети.
- Часто меняйте пароли.
- Не принимайте заявки в «друзья» от незнакомых людей (70% детей принимают заявки от незнакомых людей, более 30% встречались с ними в реальной жизни).
- В комментариях не оскорбляйте других, не применяйте нападки на личность.
- Если есть возможность, переводите коммуникацию с элементами киберагрессии или мошенничества в правовое поле.
- Помните, что:
ü«социальная виртуальность» – довольно агрессивная среда, которую порождает ложное чувство безнаказанности и анонимности;
üлюди в Сети не те, кем кажутся, аккаунт – это не человек;
üчувство близости в Сети ничем не обоснованно;
üв Сети есть «сущности», которые не являются людьми: боты и прочие виртуальные личности.
Никогда не делайте в сети то, что бы вы побоялись или постеснялись сделать публично в реальной жизни!
Рекомендации по цифровой гигиене, снижающие
информационные риски
- Не размещайте личные данные в Сети.
- Часто меняйте пароли.
- Не принимайте заявки в «друзья» от незнакомых людей (70% детей принимают заявки от незнакомых людей, более 30% встречались с ними в реальной жизни).
- В комментариях не оскорбляйте других, не применяйте нападки на личность.
- Если есть возможность, переводите коммуникацию с элементами киберагрессии или мошенничества в правовое поле.
- Помните, что:
ü«социальная виртуальность» – довольно агрессивная среда, которую порождает ложное чувство безнаказанности и анонимности;
üлюди в Сети не те, кем кажутся, аккаунт – это не человек;
üчувство близости в Сети ничем не обоснованно;
üв Сети есть «сущности», которые не являются людьми: боты и прочие виртуальные личности.
Никогда не делайте в сети то, что бы вы побоялись или постеснялись сделать публично в реальной жизни!
раскрыть » / « свернуть