Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

«Мой ребенок – подросток»

Как справиться с тревожным состоянием

раскрыть » / « свернуть

ЗАЧЕМ ПОДРОСТКИ РИСКУЮТ?

«Здоровье молодежи имеет непреложную ценность, и это не подлежит обсуждению, – утверждается в Будапештской декларации молодежи, принятой 24 июня 2004 года. – Здоровье – это необходимое условие для нашего личного развития и счастья… Мы также нуждаемся в доступе к информации и обучению наиболее эффективным способам сохранения нашего здоровья». Золотые слова – готовы воскликнуть взрослые. Но всегда ли молодежь ощущает ценность собственного здоровья? Что заставляет многих подростков ставить его под угрозу?

Что такое рискованное поведение? Это поведение, которое может привести к потере здоровья или благополучия. Складывается впечатление, что риск – это всегда плохо. Но с другой точки зрения, риск – действие, направленное на привлекательную или социально одобряемую цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности. Рискованным поведением можно назвать многие из привычных действий, которые мы повторяем каждый день: переход улицы, поездка в транспорте, еда в столовой, поход в лес за грибами или ягодами, купание, и другие повседневные поступки. Подобные риски называют обыденным или неизбежным. Совершенно иное понятие – высокорискованное поведение подростков. Часто они даже не подозревают, что их поведение опасно. Поэтому задача взрослых – свести к минимуму возможные негативные последствия такого поведения подростков. Сделать это непросто еще и потому, что риск – традиция нашего общества, и мы сами не готовы жить без риска.

Родителями всегда, особенно если это их единственный ребенок, движет стремление уберечь его от опасностей и несчастных случаев. Но как скажется такое поведение родителей в судьбе их детей? Такие люди стремятся избегать риска – а значит, и новых ситуаций, новой информации, новых переживаний, любого нового опыта…

Основная задача родителей – понять, какой риск и какая его степень полезна и способствует развитию личности, а какая – создает угрозу для здоровья.

Реальная информированность молодежи без вредных привычек о последствиях рискованного поведения мала. Знания подростков с рискованным поведением более полны и детальны за счет уже имеющегося, в том числе и негативного, опыта и осознания потребности в таких сведениях. Лишь около 10% подростков считают, что никогда не будут рисковать, так как это неправильно. Разумный риск является ценным опытом: так молодые люди определяют и развивают свою индивидуальность, но им не всегда удается остаться в рамках разумного.

Какой смысл рисковать? Как подростки удовлетворяют потребности своего развития? Они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно высокий риск – это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. Подросток экспериментирует, чтобы лучше узнать себя, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности: «могу и решаюсь», просто потому что это «круто», «здорово», «прикольно».

 

СЕМЬЯ, ШКОЛА, ИНТЕРНЕТ: ТРУДНОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Иногда кажется, что взрослые и подростки живут под одной крышей, «не пересекаясь». Дети проводят вечера вне дома в среднем в два раза чаще, чем их западноевропейские сверстники. А если молодежь и остается дома, то любимым занятием для младших подростков остается просмотр телевизионных программ, в то время как западные сверстники предпочитают активную игровую деятельность и спорт. От 45 до 65% подростков более двух часов ежедневно проводят в интернете и более двух часов в день – за компьютерными играми. Это значительно больше, чем у западных подростков. При этом мальчики играют в компьютерные игры в полтора-два раза чаще девочек. Своим положением в семье недовольны большинство подростков, и в основном это касается семейных взаимоотношений, питания и жилищных условий.

Помимо нехватки общения и утраты контакта с родителями, такая взаимная обособленность приводит к тому, что родители не знают, как проводят время их дети, чем и как питаются, что не лучшим образом сказывается на здоровье. Уровень физической активности наших подростков – один из самых низких в мире.

Для благополучия подростков важны хорошие отношения с учителями. Конфликты и взаимное непонимание со взрослыми в школе провоцируют у подростков протестное поведение.

Особое место в жизни подростков занимают дружеские отношения: они помогают формированию личности, развивают социальные навыки и самостоятельность, повышают самоуважение. Взаимная поддержка также является защитным фактором против чувства депрессии и изоляции. Те, у кого нет друзей, не ценят себя, неудовлетворены своей жизнью, чаще жалуются на подавленность. Один из способов компенсировать отсутствие реальных друзей – интернет.

Подростки сегодня «живут» в мире интернета и цифровых технологий: общаются в блогах и социальных сетях, обмениваются информацией, играют в сетевые игры. Очевидное влияние компьютера на здоровье подростков заключается в отсутствии двигательной активности, ухудшении зрения, утомляемости. Но существует также угроза интернет-зависимости и ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них – недостоверная и навязчивая информация, проблема изоляции и утраты «Я», снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, опасные знакомства. Особенно привлекают подростков в интернете социальные сети. «ВКонтакте» посещают почти 90% школьников. Три четверти пользователей выкладывают в сети фамилию, фотографию, точный или завышенный возраст, номер школы, 20% – и свой точный адрес.

При этом информированность родителей чрезвычайно низка – не более 12% российских родителей знают, чем опасен интернет для их детей. Чем старше школьники, тем реже их контролируют родители. Кроме того, в России в два раза чаще, чем в Европе, для доступа в интернет дети практически бесконтрольно со стороны родителей пользуются мобильной связью. А это существенно увеличивает вероятность столкновения с рисками.

По данным исследования «Дети России онлайн», проведенного Фондом развития интернет и факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, сайтами, рекламирующими способы похудения, интересуются 40% девушек 14–16 лет, наркотиками и способами их приготовления – 13% 13–16-летних подростков.

При прослушивании через наушники звуковых волн определенной длины можно испытывать ощущения и эмоции, сходные с эффектом наркотиков. Младшие подростки 10–13 лет не умеют блокировать потенциально опасную информацию. Одна из основных опасностей общения детей в сетях – буллинг, неоднократное умышленное агрессивное поведение, как физическое, так и словесное, направленное против более слабого сверстника с целью унижения его достоинства. Об этом сообщают 20–35% российских пользователей сетей. Обычно взламывают страницу жертвы и размещают унизительный контент. Особенно актуальна эта проблема для детей 10–12 лет.

Интернет, в сравнении с телевидением, журналами, книгами, лидирует в сексуальном просвещении детей. Об этом говорят более 40% российских пользователей интернета. Каждый шестой видит сексуальные изображения ежедневно. Каждый третий подросток сталкивается с сексуальными изображениями на сайтах социальных сетей.

Все взаимосвязано

Что же получается? Социальные факторы наносят психологическую травму подростку и способствуют формированию неблагоприятного психологического климата, как в семье, так и в школе, что приводит к употреблению психоактивных веществ, а это, в свою очередь, ведет к нарушению соматического и психологического здоровья. Все виды риска для здоровья, о которых мы говорим, взаимосвязаны и взаимообусловлены: душевное неблагополучие и алкоголь, конфликты и травмы, стрессы и курение, эмоциональная нестабильность и сексуальные эксперименты.

И все-таки напомним, что «развитие детства объективно связано с познанием окружающего мира опытным путем, что неизбежно приводит к попаданию детей в ситуации риска… Задача воспитания в таком случае состоит не в том, чтобы изолировать ребенка от рисков, а в том, чтобы вооружить его умением их преодолевать».

раскрыть » / « свернуть

ПЕРЕЖИТЬ БУНТ ПОДРОСТКА

раскрыть » / « свернуть

ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПОНИМАЕМ ПОДРОСТКОВ?

раскрыть » / « свернуть

Родителям о воспитании подростка

раскрыть » / « свернуть

ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПОНИМАЕМ ПОДРОСТКОВ?

раскрыть » / « свернуть

Рекомендации родителям «Защита от рискованного поведения»

раскрыть » / « свернуть

ГЛЯДЯ В ЗЕРКАЛО

раскрыть » / « свернуть

ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта