1.Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).
2.Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).
3.Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).
4.Раскрашивание и штриховка (этот наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание на уроке. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).
5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).
6. Конструирование и работа с мозаикой.
7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).
8. Выполнение фигурок из пальцев рук.
9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо из предлагаемых упражнения:
• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
• разминать пальцами пластилин;
• запускать пальцами мелкие волчки;
• сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
• делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
• двумя пальцами руки (указательным и средним) « ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
• показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять;
• показывать только один большой палец отдельно;
• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
• махать в воздухе только пальцами;
• кистями рук делать «фонарики»;
• хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
• собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);
• нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
• наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
• завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
• застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки;
• заводить механические игрушки ключиком.
10. Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструк-тивная.
раскрыть » / « свернуть