Даже если сейчас Вам кажется,
что в Вашей жизни ничего нет…
пока Вы живы, у Вас есть ЖИЗНЬ,
а в ней есть ВСЕ!
Детский и подростковый суицид - это беда взрослых не только потому, что мы терям ребенка. Эта беда заключается еще и в том, что мы не знаем, почему он это сделал. Изыскиваются различные рационализации и оправдания, строятся домыслы и догадки, но правды не знает никто.
Тем не менее, за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Чтобы развеять один из главных мифов о суициде, «что самоубийством заканчивают жизнь только психически нездоровые люди», хотя по официальной статистике их не более 4-6%, на самом деле - это нормальные люди, попавшие в ненормальные обстоятельства.
Чего же не хватало этим детям?
Ответ прост и страшен: родителей не хватало. Не хватало родительского внимания, поддержки, доверия. Любви не хватало. «Люби ребенка сердцем, а виду не подавай», — этому невесть кем данному совету следуют многие родители. Эта «любовь, которой не видно», воплощается в простых правилах: отмахиваться от детских побед и унижать за поражения; ругать за «кислую морду», не спрашивая, а почему, собственно, она кислая; почаще напоминать, кто тут кого кормит. Дружба, первая любовь, страшные сны и заветные мечты — все это порой кажется родителям, да и большинству взрослых, чем-то неважным, несерьезным. С их взрослой точки зрения, сытый, здоровый, хорошо учащийся ребенок просто не имел права быть несчастным из-за такой ерунды, как безответные чувства к соседу по парте.
Эмоциональная закрытость, скупость на проявление чувств, неуважение к личности ребенка — это джунгли, в которых выживает сильнейший. И джунгли эти заботливо взращиваются самыми близкими людьми — мамой и папой. Большинство детей, слава Богу, выживает. Но есть и такие, для которых отсутствие прочного тыла в виде родительской поддержки и любви становится источником постоянного страха: я не нужен маме, значит, я не нужен никому, значит, я всегда буду один.
Мы можем сколько угодно обвинять интернет и телевидение, требовать финансирования каких-то мифических государственных программ по предотвращению детских суицидов, но эта страусиная политика есть не что иное, как попытка переложить ответственность и откупиться от невыносимого чувства вины. Остановить доведенного до отчаяния ребенка могут только родители. Не психологи, не священники.
Читая личные дневники ребенка, контролируя его страницу в социальной сети, можно убрать симптомы. Но болезнь, выросшая на почве родительской эмоциональной недоступности, чудовищной взрослой уверенности в том, что у ребенка нет и не может быть глубоких чувств, никуда не денется.
Что такое “суицид”?
Суицид- намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый «парасуицид» или «псевдосуицид»). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта, является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Такие поступки, как правило, совершаются импульсивно, их также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей.
Причины суицида
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Причины подросткового суицида нередко ищут в последнем событии или событиях погибшего, но они обычно являются последними каплями переполнившими чашу терпения ребенка. Занятия спортом и прочие надуманные развлечения не способны отвлечь детей от глубоких психологический страданий, образовавшихся от их нехваток и пустот.
Надо помнить, что суицид подростков никогда не является случайностью. Ребенок, принявший решение покинуть этот мир путем самоубийства, как правило, долго вынашивает эту идею, и предприняв попытку суицида ничуть не жалеет о содеянном, потому что за свою короткую детскую жизнь он испытал многое: жестокость и непомерную требовательность, не терпящих возражений родителей (замещающих родителей), всегда готовых сделать замечание и отругать; травлю и упреки учителей и одноклассников, предательство друзей …., - ему не удалось только встретить любовь и понимание близких. Именно поэтому, говоря о причинах детских суицидов, используется такое понятие, как доведение до самоубийства, которое может включать в себя целенаправленную травлю, клевету, угрозы, унижения; физические издевательства, изнасилования, побои.
Причиной суицида подростка часто является длительная конфликтная ситуация в семье (62%). Когда в воспитании преобладают давящий стиль, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря родителем работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. Большая часть подростков, кончающих с собой, - дети из неблагополучных семей, где имеет место хроническая алкоголизация родителей, материальные трудности, отсутствие нормального контакта. Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью.
Современный родитель видит залог будущего благополучия ребенка прежде всего в количестве информации, которая будет в него заложена. Школы часто отвечают на этот родительский запрос скрытым увеличением учебной нагрузки, появляется все больше классов и школ, где занятия очень интенсивны. Хорошо, когда ребенок занят, когда его время заполнено, но это должно проходить в другой обстановке, когда они не соревнуются за результат, а когда интересно. Психологи считают очень большой ошибкой, когда ребенка с детского сада лишают времени на игру, без которой невозможно нормальное психическое развитие для этого возраста. Подготовка к школе сейчас нередко превращается в чуть ли не главную задачу детского сада, но не в смысле психологической готовности, что вполне оправдано, а в смысле дрессуры и натаскивания. Многие родители "повернуты" на том, что к школе ребенок должен уже уметь и читать, и писать, поэтому, как правило, до первого класса уже водят детей на дополнительные занятия в школу. Конкуренция, повышенные ожидания со стороны родителей и учителей - часто выливаются в нездоровое накручивание ребенка. Рейтинги, конкуренция между детьми, нередко подогреваемая взрослыми, ведут к подсознательному усвоению опасной для психического здоровья жизненной программы "быть первым, лучшим или никем". Последствия такой установки - тяжелые эмоциональные реакции на свои неудачи и успехи другого вплоть до нежелания жить, трудности установления дружеских отношений и дефицит взаимной поддержки. Как реагируют родители и учителя на оценки, так реагирует и ребенок. Надо понять, что успех и лидерство во всем - это не главная цель в жизни, из-за них как раз и уходят человеческие отношения. Надо, чтобы ребенок научился смотреть на свои ошибки не как на катастрофу и знак своей несостоятельности, а как на точку роста, развития.
Если отношения с родителями строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Импульсивные «демонстративные» попытки суицида у детей могут быть вызваны под влиянием сильной обиды, желанием кому-то или себе что-то доказать, показать свою смелость, а так же недовольством собой, своей внешностью, невозможностью найти свое место в подростковой среде. Мотивом к такому поступку может быть желание стать самоубийцей-знаменитостью, о ком заговорит вся страна, получить, пусть даже посмертно, свою «Минуту славы». Доказать, что я не хуже, доказать, что я могу и совершаю акт самоубийства. Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота».
Портрет ребенка, склонного к суициду
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Группы риска – это депрессивные подростки, злоупотребляющие алкоголем, жертвы насилия, дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одаренные, дети с синдромом "отличника", приверженцы депрессивных молодежных субкультур.
По статистике 46% студентов, предпринявших в детском возрасте попытку суицида, имеют высокий и очень высокий интеллект. Любимыми предметами у них, как правило, являются физика, математика и химия. Очень любят слушать музыку. Они обладают философским складом ума, уже с 5-6 лет интересуются такими понятиями как смысл жизни.
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем, если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
К ним относятся:
o эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
o выраженное чувство долга, обязательность;
o концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
o учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
o убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
o наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
o наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
o психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
o наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
o проявление интереса к жизни;
o привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
o уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
o планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
o негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:
1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.
2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.
3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.
4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.
5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.
6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.
7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.
Помните!
Подросток, начавший задумываться о суициде, все-таки надеется, что что-то изменится к лучшему, что хотя бы кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании: и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь к себе внимание.
СИГНАЛ БЕДЫ
Сигналом беды является заметная перемена в обычных манерах поведения и настроении подростка. Можновыделить внешние обстоятельства, провоцирующие подростка на суицидальное поведение:
• безнадзорность подростка, отсутствие у него опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
• неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение или, наоборот, назойливая опека взрослых, жестокость старших членов семьи, их критика любых поступков подростка;
• отсутствие у подростка близких друзей, отвержение в классе или внешкольном коллективе;
•серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях — спорте или творчестве;
• неразделенная любовь, ревность или измена, беременность у девочек.
ЧТО ВАМ НУЖНО ДЕЛАТЬ
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОДОЗРЕНИЙ НА СУИЦИД
Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка, в отношении которого появилось подозрение, что он в настоящий момент склонен к совершению суицида, обязательно бейте тревогу. Для начала, чтобы развеять или подтвердить своеподозрение, необходимо выполнить следующие действия:
• крайне осторожно поговорите с друзьями подростка и другими одноклассниками, не раскрывая им цели разговора и не показывая явного интереса к его поведению;
- поговорите с другими учителями школы, работающими с этим классом, на тему: не замечали ли они особенностей в поведении подростка;
• найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка и, поговорив с его родителями и близкими, оценить состояние семейной атмосферы, наличие конфликтов;
• если подросток посещает секцию или кружок, пообщайтесь с руководителем, обсудите успехи, проблемы и поведение подростка;
- проведите классный час или иное мероприятие, на котором поговорите с учениками класса на тему их отношения к своему будущему, об их жизненных планах и профориентации, о компьютерных играх, которые популярны у подростков, оценив в ходе бесед реакцию подростка, вызвавшего ваше подозрение;
• поговорите с самим подростком, найдя относительно нейтральный повод для беседы, например, о результатах учебы по какому-либо учебному предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо проблем.
Все указанные действия необходимо проводить очень осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения были обоснованными, они могут спровоцировать совершение суицида, а если необоснованными — вызвать нежелательные разговоры, способные навредить и вам, и подростку.
Уважаемые классные руководители!
Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию и в классе, и в семье!
Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида.
Родителям можно рекомендовать:
ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Классный час «Смысл жизни»
Цель: помочь подросткам «заглянуть в себя», осознать свои цели и смысл в жизни.
Задачи:
•развивать у подростков способность к саморефлексии и содействовать осознанию их жизненных целей;
•помочь подросткам сформировать активную жизненную позицию;
•развивать целеполагание и стремление к реализации личностного потенциала.
Ход занятия:
Приветствие. В качестве приветствия может быть использовано упражнение «Моё имя». Всем участникам предлагается нарисовать на листе свое имя. Возможен другой вариант упражнения. Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное-эпитет, начинающееся на ту же букву, что и имя.
Упражнение 1. «Стрела жизни»
Инструкция: на листах бумаги можно нарисовать различные варианты стрелок: прямые, круговые, зигзагообразные, витиеватые и предложить участникам выбрать: какой из рисунков соответствует вашему жизненному циклу. Можно предложить нарисовать и свои стрелки тем, кому не подошла ни одна из предложенных стрелок.
Обсуждение:
-Почему вы выбрали эту форму стрелки?
-Где сейчас вы находитесь на этой стрелке?
- Куда (к чему) стремится ваша «стрела жизни»?
Упражнение 2. «Мои ресурсы»
Подросткам предлагается подумать над следующими вопросами: что вам может помочь достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья.
Инструкция:напишите свои четыре сильных качества (стороны), изобразите их в виде каких-то символов. Это ресурсы, которые вам помогут в жизни.
Упражнение 3. «Мои достижения»
Важно, чтобы подростки научились выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это даёт им силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый подросток может научиться этому, сохраняя в памяти свои счастливые события и достижения.
Инструкция: тот, у кого мяч в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например: «Я помирился со старым другом», «Я исправил оценку по иностранному языку», «Я познакомилась с мальчиком, с которым хотела» и т.д.
Упражнение 4. «Личный герб»
Подросткам выдаётся лист бумаги в форме классического герба и предлагается создать свой герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: «Мои главные достижения», правая часть — будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни». После обсуждения содержания частей герба, подросткам предлагается придумать, что и какие символы могут выразить их ответы на эти вопросы и оформить свой герб.
Обсуждение:
- Что изображено на твоём гербе?
- Почему ты выбрал такой девиз? Чем, ты думаешь, он может быть полезен для тебя? В каких ситуациях он может быть для тебя бесполезен или даже ограничивать твои возможности?
- Что есть похожего в гербах? Какие отличия?
Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопрос о том, какие мысли о смысле жизни возникали у них по ходу занятия, или продолжить предложение: «Я живу для того, чтобы...». Мнения могут высказываться по кругу или путём передачи игрушки, бросания мяча.
Подарок педагога
Ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты.
Например:
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». Э. Золя
«Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная Личность». Э. Фромм
Классный час «Жизнь прекрасна во всех её проявлениях»
Цель:способствовать формированию позитивного «образа Я», восприятия уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Ход занятия:
- Приветствие. Упражнение «Мой жизненный девиз» (каждый участник озвучивает своё жизненное кредо)
- Чтение притчи о рае и аде
После смерти души нескольких людей попали в Рай (по крайней мере, им так показалось). В этом месте все их желания мгновенно исполнялись. Стоило им о чём-нибудь подумать, чего то захотеть - и это в тот же миг желаемое появлялось перед ними. Вот это жизнь!!! То, на что многие люди на земле тратили годы, а некоторые даже всю жизнь - здесь случалось в мгновение ока. Стоило только захотеть. Они чувствовали себя Богами и были безмерно счастливы.
Так продолжалось какое-то время, их желания становились всё изощрённее, но, тем не менее, исполнялись с той же точностью и в то же мгновение. Они попробовали всё, что можно было вообразить и даже то, чего вообразить нельзя — всё, даже самые смутные желания исполнялись.
И вот настал день, когда их разум не смог придумать ничего нового. Ощущение пустоты, вселенской скуки поселилось внутри. И взмолились они: «О, Господи, покажите нам Землю». И раздвинулись облака и увидели они Землю. А на Земле миллиарды людей придумывали себе ничтожные и великие цели, чего-то желали, тратя на осуществление своих желаний всю свою короткую жизнь. Посмотрев на всё это, и от души посмеявшись, они снова стали жить беззаботно и счастливо.
Но прошло всего три дня, и всё это им ужасно наскучило. И взмолились они вновь: «О, Господи, мы хотим снова посмотреть на Землю». И раздвинулись облака, и Земля предстала перед ними. Но на этот раз вид человеческого муравейника не помог, и они в ужасе подумали о Вечности, которая словно гигантская пропасть чернела впереди. Тогда взмолились они:
- О, Господи, покажи нам Ад.
- А как вы думаете, где вы находитесь?
3. Обсуждение притчи о рае и аде
4. Игра «Толкни меня»
Правила игры: Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии около метра. Вытянув руки перед собой (ладони вперёд, пальцы направлены вверх), играющий соприкасается с ладонями партнёра. Во время игры можно наклоняться вперёд или назад, но нельзя сдвигать ноги с места. Если один из играющих сдвинул ногу, это квалифицируется как потеря равновесия и, следовательно, проигрыш. Итак, первое правило - ноги с места не сдвигать. Второе - соприкасаться можно только с ладонями партнёра. Дотронуться до какой-либо другой части тела считается проигрышем. Можно отталкивать ладони партнёра с любой силой или же отводить свои ладони в сторону, прекращая контакт. Вот и вся премудрость. Победа в этой игре достигается не за счёт поражения противника, а за счёт удержания собственного равновесия.
Цель игры не в том, чтобы один стал победителем, а другой — побеждённым, а в том, чтобы избежать потери равновесия. Победить может один из партнёров, оба, или же ни один из них. Самый благоприятный исход игры - когда равновесие удержали оба партнёра. Чтобы играть в эту игру, надо сохранять определённый уровень физического равновесия. Однако мы часто теряем равновесие из-за неуравновешенности в мыслях или эмоциях.
Подход I. Физическая неуравновешенность ведёт к эмоциональной. Представьте себе, например, что поначалу вы энергично подались вперёд, надеясь с силой оттолкнуть ладони противника, а он попросту убрал руки. Вы покачнулись и чуть не упали, чем вызвали у него взрыв хохота. Это, несомненно, разозлило вас.
Подход 2. Эмоциональная неуравновешенность ведёт к физической. Досадная неудача породила в вас желание победить, во что бы то ни стало и посмеяться над противником так же, как он посмеялся над вами. Эта идея обязательно скажется на стиле вашей игры. Желание победить проявится в напряжении мышц, в попытках толкнуть противника сильнее, чем требуется. Если он заметит это, то опять уберет руки, чтобы дать вам возможность вновь потерять равновесие из-за большего, чем надо, усилия.
Подход 3. Физическая напряженность ведёт к потере равновесия. Вы можете потерять равновесие и когда противостоите усилию противника: если у вас чрезмерно напряжены плечи, поясница, бедра или колени. Таким образом, вы узнаете на собственном опыте, что легко потерять равновесие из-за физического напряжения или под влиянием определённых мыслей и чувств, особенно когда вы теряете над ними контроль.
Обсуждение игры:необходимо сделать вывод о важности развития у себя способности к внутреннему равновесию, физическому и эмоциональному. Внутреннее равновесие является значимой составляющей такого качества как жизнестойкость человека, помогающей ему успешно преодолевать все жизненные трудности и испытания. Когда человек уравновешен, он легче справляется с возникающими в его жизни проблемами и трудными ситуациями.
Однако порой в жизни бывают такие ситуации, когда человеку, несмотря на всю его выносливость, уравновешенность и жизнестойкость, оказывается не под силу справиться с проблемами одному.
Попробуйте следовать простым советам, позволяющим более терпимо относиться к жизненным трудностям:
- в трудной жизненной ситуации проанализируйте своё прошлое, докопайтесь до корней, разберитесь в том, что привело вас к нынешнему положению. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.
- постарайтесь понять и простить тех, кто заставил вас страдать или не оказал помощи, хотя и мог бы. Простите себе самому прошлые ошибки и заблуждения. После того, как вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то пользу, больше не возвращайтесь к ним. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть небольших.
- ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех. Даже после сокрушительного поражения бороться с угнетающими мыслями о неудаче лучше всего с помощью воспоминаний об успехе. Это необычайно действенное средство восстановления веры в себя, необходимой для будущих побед. Любой из вас наверняка может о чем-то вспомнить с радостью.
- помните также, что иное поражение – это удача; из него вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей вам удалось избежать.
- попробуйте в тяжелой жизненной ситуации переключиться на какой-нибудь новый вид деятельности. Это должно быть нечто, целиком захватывающее вас, помогающее уйти от тяжелых переживаний.
- поскольку далеко не всегда имеется возможность изменить психотравмирующую ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней. Вспоминайте слова французского мыслителя Монтеня: « Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее».
- довольно считать себя неудачником!!! Помните, человек, увы, легко свыкается со своими слабостями и недостатками. На неудачах учатся, на них настраиваются, так же, как на успех. А если человеку твердить, что он ни на что не способен, он таким и станет в один далеко не прекрасный день.
- и, пожалуй, самое главное. Проникнитесь философией оптимизма! У человека, который находится в гармонии с собой и своим внутренним миром, жизнь – осмысленна и наполнена, а жить ему – хочется.
Будьте добры и внимательны друг к другу, ибо именно доброта спасёт мир!
5. Рефлексия. Участникам предлагается продолжить предложение «Сегодня я понял, что…»
раскрыть » / « свернуть