Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.
А. Дистервег
Зачем нужно самообразование?
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны – реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
В работе по самообразованию педагогом используются самые разнообразные формы:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации;
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
üтелевидения;
ü газет, журналов;
üлитературы (методической, научно-популярной, публицистической и др.);
üИнтернета;
üплатных курсов;
üсеминаров и конференций;
üмастер-классов;
üмероприятий по обмену опытом;
üэкскурсий, театров, выставок, музеев, концертов;
üпутешествий.
Цели самообразования
- Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельности, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний.
- Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
- Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для ее реализации, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов.
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений;
• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогическогоопыта;
• программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) учреждения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.
3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования педагога должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Памятка
молодому учителю по ведению папки
с материалами по самообразованию
Папка с накопительными материалами по самообразованию должна содержать:
- Титульный лист (с указанием полного названия учреждения образования, где работает учитель, названием папки, Ф.И.О. учителя).
- Общие сведения об учителе:
- дата рождения;
- образование (с указанием названия ВУЗа, который закончил, и года окончания, специальность);
- стаж (с какого года);
- время и тематика повышения квалификации.
- Индивидуальный план (программа) самообразования на текущий учебный год.
- Теоретические материалы, собранные по теме.
- Практические наработки по теме:
- разработки уроков,
- факультативных занятий,
- внеклассных мероприятий и т.д.
- Отчёт за год о проделанной работе.
Чтобы материалы папки по самообразованию были систематизированы, рекомендуется создать разделы (разграничить их титульными листами) и обновлять ежегодно.
Материалы папки должны быть оформлены в едином стиле, легко читаться и просматриваться. Папка должна содержать только материалы по одной теме.
Оформление папки (портфолио) педагога по самообразованию
- Титульный лист:
- Ф.И.О.
- Дата рождения
- Должность
- Образование
- Учебное заведение, которое окончил педагог
- Год окончания
- Специальность по диплому
- Категория
- Аттестация
- Педагогический стаж
- Стаж работы в данном учебном заведении
- Повышение квалификации
- Награды и поощрения
- Проблема, над которой работает школа в текущем учебном году
- Нормативные документы
- Методические рекомендации МО РБ
- Инструктивно-методические письма по предмету
- И т.д.
- Документация по теме самообразования
- План работы по теме самообразования
- Теоретическая часть
- Выступления по теме самообразования
- Разработки занятий, внеклассных мероприятий и другие методические наработки, связанные с темой самообразования
- Список литературы по теме самообразования
- Выводы и рекомендации по применению (исключению) элементов новых педагогических технологий на своих занятиях и в практике других педагогов центра и т.п.
- Учебные программы по предмету
- Указать источник, год утверждения Министерством образования РБ
- Календарное планирование
- График проведения открытых уроков
- График посещенных уроков
- Мониторинг знаний учащихся
- Сводная ведомость
- Мониторинг на каждую группу
- Диаграммы
- Результаты и выводы, рекомендации по изменению и повышению качества обучения
10. Защита портфолио проводится в несколько этапов:
1. Презентация портфолио
2. Ответы на вопросы по существу представленных документов
3. Обсуждение результатов защиты коллегами
4. Доведение до преподавателя выводов и рекомендаций по защите.
Презентация портфолио – форма работы по самообразованию, в ходе которой педагог представляет коллегам результаты деятельности по самообразованию в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других.
Результаты самообразования
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
-разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Формы предъявления и обобщения результатов работы по самообразованию:
- показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых занятий, внеклассных мероприятий, мастер-классов;
- ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;
- изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы;
- составление краткого описания предъявленного опыта;
- организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы;
- осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;
- проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок;
- защита портфолио.
Определите уровень своего развития, ответив на вопросы анкеты и обработав результаты
Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.
Ответьте на следующие вопросы, поставив следующие баллы:
5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности,
4 - скорее соответствует, чем нет,
3 - и да, и нет,
2 - скорее не соответствует,
1 - не соответствует.
1.Я стремлюсь изучить себя.
2.Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4.Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5.Я рефлексирую мою деятельность, выделяя на это специальное время.
6.Я анализирую свои чувства и опыт.
7.Я много читаю.
8.Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11.Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12.Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты.
13.Я получаю удовольствие от освоения нового.
14.Возрастающая ответственность не пугает меня.
15.Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов:
15 - 35 - остановившееся развитие.
36 - 54 - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
55 - 75 - активное развитие.
НА ЗАМЕТКУ
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Приёмы, повышающие эффективность обучающей игры.
- Методы воздействия на непослушного ребёнка.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи методиста. Методическая работа необходима педагогу:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.
Памятка по анализу самообразовательной работы учителей в методическом объединении
В ходе анализа необходимо дать ответы на следующие вопросы:
1. Имеется ли у каждого члена методического объединения индивидуальная тема для самообразования?
2. Насколько она связана с методической темой учреждения?
3. Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу?
4. Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании методического объединения, педсовета, методического совета, написание авторской программы, методических рекомендаций, реферата и т.д.
Можно предложить педагогам самостоятельно оценить работу своего методического объединения. Они заполняют анкету, отвечая на вопросы которой, каждый педагог оценивает различные мероприятия методического объединения по трем позициям.
1. Полезность проведенного дела. Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе: 3 балла - очень полезно и интересно; 2 балла - полезно частично и интересно; 1 балл - не полезно, но интересно; 0 баллов - и не полезно, и не интересно.
2. Коэффициент личного участия. Оценивается следующим образом: 3 балла - активный участник; 2 балла - участвовал в отдельных мероприятиях; 1 балл - присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал; 0 баллов - на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал.
3. Предложения об улучшении деятельности. Предложения могут носить как критический характер, типа «мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный – «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему».
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно связаны с показом практических умений перед коллегами. Открытые занятия ничем не заменимы, и потому их значения в системе форм методической деятельности центра исключительно велико. У открытых занятий свое, особое предназначение: либо педагоги идут к своему коллеге с тем, чтобы увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, дающую высокий конечный результат, идут для заимствования прогрессивного метода; либо же их приглашают на открытое занятие - эксперимент, когда новая методика, прием только создаются, когда у педагога есть исследовательская задача и предполагаемые способы ее решения, но конечный результат не очевиден (в этом случае экспертное мнение коллег совершенно необходимо). Так или иначе, но открытое занятие означает не только открытие для всех гостей двери группы, но и показ нового, т.е. пусть хоть маленького, педагогического, но обязательно открытия.
Это интересно!
В настоящее время в науке нет общепринятого дробления жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Один из вариантов предлагает Е. Климов:
Оптант - этап выбора профессии.
Адепт- это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (обучение в специализированном учебном заведении: вузе, училище и т. д.).
Адаптант- привыкание молодого специалиста к работе. Адаптация требует вхождения во многие тонкости работы. Деятельность педагога связана с множеством непредвиденных ситуаций (хотя их типы в общем-то ограничены), для разрешения которых требуется определенный навык. Считается, что для учителя эта фаза длится 3-5 лет.
Интернет- это опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Он уже как бы внутри профессии, стал своим как в сознании других, так и в самосознании.
Мастер- работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником.
Авторитет - это мастер своего дела, широко известный в своем кругу или за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). Профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник - это авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, последователей, учеников. Он передает опыт молодым, следит за их ростом. Его жизнь наполнена осмысленной перспективой.
Дорога педагога от оптанта до наставника состоится только при одном условии - при наличии постоянного желания личностно-профессионального роста.
ТЕСТ
Любите ли вы учиться?
«Век живи, век учись». В справедливости этой поговорки нельзя усомниться. Многие люди с удовольствием готовы подучиться чему-нибудь. Этот тест поможет вам узнать, готовы ли вы с радостью и интересом продолжить обучение.
Внимательно прочитайте каждый вопрос, выберите один из вариантов ответа, который считаете правильным, и зафиксируйте на листе номер вопроса и ваш вариант ответа.
1. Вы прогуливаетесь по парку. Что больше привлечет ваше внимание:
а) новое кафе;
б) неизвестные вам цветы;
в) ничего, главное - подышать свежим воздухом.
2. Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад:
а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием;
б) многое пришло с жизненным опытом;
в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий.
3. Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото:
а) конечно, это Шон Коннери;
б) не имею представления;
в) может быть, это Роджер Мур.
4. Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям:
а) без труда и нахожу это крайне интересным;
б) должно пройти какое-то время;
в) у меня с этим большие проблемы.
5. Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену:
а) очень, но у меня нет денег на путешествие в Китай;
б) нет, меня Китай не интересует;
в) возможно, когда-нибудь.
6. Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему:
а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало;
б) нет, у меня практически не остается времени для чтения;
в) да, книги для меня - уход от серых будней;
7. Вам кто-то о чем-то рассказывает. Умеете ли вы читать по глазам:
а) если постараюсь;
б) да;
в) нет, мне это ни к чему.
Используя приведенный далее ключ, подсчитайте сумму набранных вами баллов.
Ключ
Номер вопроса
|
Вариант ответа
|
А
|
Б
|
В
|
1
|
1
|
2
|
3
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
2
|
3
|
1
|
4
|
2
|
1
|
3
|
5
|
2
|
3
|
1
|
6
|
1
|
3
|
2
|
7
|
1
|
2
|
3
|
Оценка результатов
7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других.
12-16 баллов. Вы идете по жизни с открытыми глазами и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе!
17-21 балл. Скорее всего вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом.
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы
и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали,
знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Николай Александрович Рубакин
раскрыть » / « свернуть