Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Программа Родительского университета

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования
«Средняя школа № 6 г.Кобрина»

_____________И. Н. Лихута

Программа Родительского университета

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 6 имени г. Кобрина»

для родителей учащихся I- IV классов  «Мой ребенок – младший школьник»,

для родителей учащихся V-IX классов «Мой ребенок – подросток»,

для родителей учащихся X-XIклассов  «Мой ребенок – старшеклассник»

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель Родительского университета –повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  •  формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  •  формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  •  обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  •  организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы; консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;- на стабильном общении детей и их родителей;- на формировании атмосферы поиска новых знаний;- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;- на развитии творческих способностей членов семьи;- на умении видеть результаты развития детей;- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:Iступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;- повышение интереса родителей к самообразованию;- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;- повышение уровня педагогической культуры родителей;- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

педагога социального

Цель – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования

Темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

Форма проведения

Ответственные

1

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция

Ерошок Л.Н., педагог социальный

2

Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

октябрь

информация на сайт

Ерошок Л.Н., педагог социальный

3

Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

лекция

Ерошок Л.Н., педагог социальный

4

Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

информация на сайт

Сливчук Ю.В.,

педагог социальный

5

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

информация на сайт

Сливчук Ю.В.,

педагог социальный

6

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

сайт

Ерошок Л.Н., педагог социальный

7

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция

Ерошок Л.Н., педагог социальный

8

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

апрель

информация на сайт

Сливчук Ю.В.,

педагог социальный

9

Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период

май

Лекция, информация на сайт

Ерошок Л.Н., педагог социальный

 

План работы педагога-психолога

в рамках родительского университета

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

1 ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

Для родителей 1-4 классов

1 класс

Тема 1. Адаптация первоклассников к школе.

Физиологическая, психологическая, социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.

Сентябрь

Информационный материал

Тема 2. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

Январь

Лекционный материал

Тема 3. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

Ноябрь

Лекционный материал

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации по развитию положительных эмоций ребенка.

Апрель

Лекционный материал

2 класс

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьника. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка.

Октябрь

Лекционный материал

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

Январь

Лекционный материал

Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Февраль

Лекционный материал

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

Май

Лекционный материал

3 класс

Тема 1. Психологические и физиологические особенности третьеклассника.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников.

Январь

Лекционный материал

Тема 2. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностного взаимодействия. Общение как процесс взаимовлияния. Культура семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

Апрель

Лекционный материал

Тема 3. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.

Май

Лекционный материал

4 класс

Тема 1. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у детей. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.

Январь

Лекционный материал

Тема 2. Ребенок и компьютер.

Компьютер: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.

Февраль

Лекционный материал

Тема 3. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностного взаимодействия. Общение как процесс взаимовлияния. Культура семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.

Апрель

Лекционный материал

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

Май

Лекционный материал

2 ступень – «Мой ребенок – подросток»

Для родителей учеников 5-7 классов

5 классы

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива. Адаптация ребенка в новой среде обучения. Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Сентябрь

Информационный материал

Тема 2. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

Февраль

Лекционный материал

Тема 3. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

Май

Лекционный материал

Тема 4. Меры наказания и поощрения в семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшим подростком. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

Май

Лекционный материал

6 класс

Тема 1. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения.

Март

Лекционный материал

Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростка к обучению. Потеря интереса к учебе – что делать и как избежать. Мотивация на успех. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?

Март

Лекционный материал

Тема 3. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

Апрель

Лекционный материал

Тема 4. Профориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Профессиональные намерения и возможности учеников.

Апрель

Лекционный материал

Тема 5. Организация летнего отдыха подростка.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей летом

Май

Лекционный материал

7 класс

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.

Сентябрь

Лекционный материал

Тема 2. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и не потерять. Правила взаимодействия с подростком.

Февраль

Лекционный материал

Тема 3. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

Март

Лекционный материал

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростка к обучению. Потеря интереса к учебе – что делать и как избежать. Мотивация на успех. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?

Март

Лекционный материал

Тема 5. Профориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Профессиональные намерения и возможности учеников.

Апрель

Лекционный материал

Тема 6. Организация летнего отдыха подростка.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей летом

Май

Лекционный материал

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

(8-11 КЛАССЫ)

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Формат проведения

  1.  

Осторожно: суицид!

Родитель! Будь внимателен – это жизнь твоего ребенка! Что в поведении подростка должно насторожить родителя,Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание.Что делать, если у вас возникли подозрения.Что можно сделать, чтобы избежать проблем.

Сентябрь

Родительский лекторий (сайт), родительское собрание

  1.  

Формирование здорового образа жизни.

Зоны риска в жизни подростков. Вредные привычки и как им противостоять

Рекомендации «Защита от рискованного поведения»

Ноябрь

Родительский университет (сайт)

Сайт, стенд

  1.  

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Уверенное поведение вашего ребенка. Факторы, препятствующие формированию уверенности.Как помочь своему ребенку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного поведения.

Декабрь

Родительский университет (сайт), консультирование

  1.  

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Стратегии поведения в конфликте. Как изменить взаимоотношения с человеком, не конфликтуя.О спорах. Обиды.

Февраль

Родительский университет (сайт)

  1.  

Портрет современного подростка.

Март

Родительский университет (сайт), родительское собрание

  1.  

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении.

Апрель

Родительский университет (сайт), консультирование

  1.  

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам.

Как помочь ребенку справится с волнением перед экзаменами.

Май

Родительский университет (сайт), консультирование

 

Примечание: выступление педагога-психолога на родительских собраниях по запросу

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1                    Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.

2                    Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе :Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.

3                    Глинский, А.А.Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.

4                    Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

5                    Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск :Национальный институт образования, 2012. – 184 с.

6                    Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск :Национальный институт образования, 2011. – 208 с.

7                    Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск :Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.

8                    Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.

9                    Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. :Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.

10      Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. :Изд-во «Э», 2015. – 320 с.

11      Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск :Национальный институт образования, 2012. – 190 с.

12      Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск :Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

13      Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск :Национальный институт образования, 2011. – 160 с.

14      Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск :Национальный институт образования, 2010. – 216 с.

15      Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.

16               Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.

17      Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.

18               Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.

19               Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

20               Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.

21               Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.

22               Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.

23               Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.

24               Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.

25               Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит.гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.

26               Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.

27               Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.

28               Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.

29               Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.

30               Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

31               Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.

32               Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.

33               Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.

34               Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.

35               Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :Юрайт, 2016. – 198 с.

36               Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.

37               Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.

38               Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.

Разделы сайта