УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования
«Средняя школа № 6 г.Кобрина»
_____________И. Н. Лихута
Программа Родительского университета
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 6 имени г. Кобрина»
для родителей учащихся I- IV классов «Мой ребенок – младший школьник»,
для родителей учащихся V-IX классов «Мой ребенок – подросток»,
для родителей учащихся X-XIклассов «Мой ребенок – старшеклассник»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель Родительского университета –повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы; консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;- на стабильном общении детей и их родителей;- на формировании атмосферы поиска новых знаний;- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;- на развитии творческих способностей членов семьи;- на умении видеть результаты развития детей;- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:Iступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;- повышение интереса родителей к самообразованию;- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;- повышение уровня педагогической культуры родителей;- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
педагога социального
Цель – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования
№
|
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки
|
Форма проведения
|
Ответственные
|
1
|
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
|
сентябрь
|
лекция
|
Ерошок Л.Н., педагог социальный
|
2
|
Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
|
октябрь
|
информация на сайт
|
Ерошок Л.Н., педагог социальный
|
3
|
Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
|
ноябрь
|
лекция
|
Ерошок Л.Н., педагог социальный
|
4
|
Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
|
январь
|
информация на сайт
|
Сливчук Ю.В.,
педагог социальный
|
5
|
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
|
февраль
|
информация на сайт
|
Сливчук Ю.В.,
педагог социальный
|
6
|
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
|
февраль
|
сайт
|
Ерошок Л.Н., педагог социальный
|
7
|
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
|
февраль
|
лекция
|
Ерошок Л.Н., педагог социальный
|
8
|
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.
|
апрель
|
информация на сайт
|
Сливчук Ю.В.,
педагог социальный
|
9
|
Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период
|
май
|
Лекция, информация на сайт
|
Ерошок Л.Н., педагог социальный
|
План работы педагога-психолога
в рамках родительского университета
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
1 ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
Для родителей 1-4 классов
|
1 класс
|
Тема 1. Адаптация первоклассников к школе.
Физиологическая, психологическая, социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.
|
Сентябрь
|
Информационный материал
|
Тема 2. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.
|
Январь
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Режим дня школьника.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.
|
Ноябрь
|
Лекционный материал
|
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации по развитию положительных эмоций ребенка.
|
Апрель
|
Лекционный материал
|
2 класс
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.
Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьника. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка.
|
Октябрь
|
Лекционный материал
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
|
Январь
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
|
Февраль
|
Лекционный материал
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.
|
Май
|
Лекционный материал
|
3 класс
|
Тема 1. Психологические и физиологические особенности третьеклассника.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников.
|
Январь
|
Лекционный материал
|
Тема 2. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностного взаимодействия. Общение как процесс взаимовлияния. Культура семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.
|
Апрель
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться.
|
Май
|
Лекционный материал
|
4 класс
|
Тема 1. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у детей. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.
|
Январь
|
Лекционный материал
|
Тема 2. Ребенок и компьютер.
Компьютер: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером.
|
Февраль
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностного взаимодействия. Общение как процесс взаимовлияния. Культура семейного общения. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.
|
Апрель
|
Лекционный материал
|
Тема 4. Книги в жизни школьника.
Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.
|
Май
|
Лекционный материал
|
2 ступень – «Мой ребенок – подросток»
Для родителей учеников 5-7 классов
|
5 классы
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива. Адаптация ребенка в новой среде обучения. Трудности адаптации пятиклассников к школе.
|
Сентябрь
|
Информационный материал
|
Тема 2. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.
|
Февраль
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Книги в жизни школьника.
Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.
|
Май
|
Лекционный материал
|
Тема 4. Меры наказания и поощрения в семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшим подростком. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.
|
Май
|
Лекционный материал
|
6 класс
|
Тема 1. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения.
|
Март
|
Лекционный материал
|
Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростка к обучению. Потеря интереса к учебе – что делать и как избежать. Мотивация на успех. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?
|
Март
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.
|
Апрель
|
Лекционный материал
|
Тема 4. Профориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?
Влияние семьи на выбор профессии подростком. Профессиональные намерения и возможности учеников.
|
Апрель
|
Лекционный материал
|
Тема 5. Организация летнего отдыха подростка.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей летом
|
Май
|
Лекционный материал
|
7 класс
|
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе.
|
Сентябрь
|
Лекционный материал
|
Тема 2. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и не потерять. Правила взаимодействия с подростком.
|
Февраль
|
Лекционный материал
|
Тема 3. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.
|
Март
|
Лекционный материал
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростка к обучению. Потеря интереса к учебе – что делать и как избежать. Мотивация на успех. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?
|
Март
|
Лекционный материал
|
Тема 5. Профориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?
Влияние семьи на выбор профессии подростком. Профессиональные намерения и возможности учеников.
|
Апрель
|
Лекционный материал
|
Тема 6. Организация летнего отдыха подростка.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей летом
|
Май
|
Лекционный материал
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
(8-11 КЛАССЫ)
№
|
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
|
Сроки проведения
|
Формат проведения
|
-
|
Осторожно: суицид!
Родитель! Будь внимателен – это жизнь твоего ребенка! Что в поведении подростка должно насторожить родителя,Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание.Что делать, если у вас возникли подозрения.Что можно сделать, чтобы избежать проблем.
|
Сентябрь
|
Родительский лекторий (сайт), родительское собрание
|
-
|
Формирование здорового образа жизни.
Зоны риска в жизни подростков. Вредные привычки и как им противостоять
Рекомендации «Защита от рискованного поведения»
|
Ноябрь
|
Родительский университет (сайт)
Сайт, стенд
|
-
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Уверенное поведение вашего ребенка. Факторы, препятствующие формированию уверенности.Как помочь своему ребенку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного поведения.
|
Декабрь
|
Родительский университет (сайт), консультирование
|
-
|
Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Стратегии поведения в конфликте. Как изменить взаимоотношения с человеком, не конфликтуя.О спорах. Обиды.
|
Февраль
|
Родительский университет (сайт)
|
-
|
Портрет современного подростка.
|
Март
|
Родительский университет (сайт), родительское собрание
|
-
|
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении.
|
Апрель
|
Родительский университет (сайт), консультирование
|
-
|
Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам.
Как помочь ребенку справится с волнением перед экзаменами.
|
Май
|
Родительский университет (сайт), консультирование
|
Примечание: выступление педагога-психолога на родительских собраниях по запросу
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.
2 Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе :Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.
3 Глинский, А.А.Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.
4 Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
5 Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск :Национальный институт образования, 2012. – 184 с.
6 Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск :Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
7 Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск :Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.
8 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.
9 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. :Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
10 Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. :Изд-во «Э», 2015. – 320 с.
11 Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск :Национальный институт образования, 2012. – 190 с.
12 Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск :Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
13 Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск :Национальный институт образования, 2011. – 160 с.
14 Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск :Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
15 Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
16 Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.
17 Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.
18 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
19 Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
20 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
21 Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
22 Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
23 Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.
24 Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.
25 Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит.гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
26 Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
27 Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.
28 Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
29 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образованияРесп. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.
30 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
31 Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.
32 Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.
33 Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.
34 Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
35 Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :Юрайт, 2016. – 198 с.
36 Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
37 Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.
38 Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.