Мы можем говорить о психически здоровом человеке, когда:
¾ отсутствуют выраженные психические расстройства;
¾ имеется определенный резерв сил для преодоления неожиданных затруднений;
¾ существует способность ставить перед собой долговременные определенные цели и достигать их;
¾ календарный возраст соответствует уровню эмоциональной, волевой, познавательной и поведенческой зрелости личности;
¾ успешны социальные контакты.
Критерии психического здоровья
Ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, – это гармония человека как с самим собой, так и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.
Каковы же критерии психологического здоровья личности?
ü Понимание себя.
ü Позитивное самовосприятие.
ü Способность к самоуправлению.
ü Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
ü Способность к сопереживанию и принятию других.
ü Сформированность жизненных ценностей и планов.
ü Стремление к гуманистическим ценностям.
Что влияет на психическое здоровье ребенка?
Ученые выделяют следующие факторы, оказывающие негативное влияние на психическое здоровье ребенка в семье:
¾ чрезмерная загруженность родителей;
¾ ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли;
¾ неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
¾ невротизация родителей, появление личностных проблем;
¾ недостаточная осведомленность о путях решения внутриличностных и межличностных конфликтов, возможностях психологической и психотерапевтической помощи;
¾ дисгармония семейных отношений и семейного воспитания;
¾ особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье;
¾ воспитание психически больным или неполноценным родителем.
Когда ребенок идет в школу, добавляются следующие факторы, которые могут негативно влиять на психическое здоровье:
¾ само поступление в школу;
¾ требования учебного процесса;
¾ усложнение учебных программ;
¾ элемент соревнования, когда ученик вынужден обращать внимание на успехи других, а не на собственные резервы развития;
¾ оценивание учителями детей с точки зрения успеваемости и поведения;
¾ смена учебного коллектива;
¾ неприятие детским коллективом.
В психологической и педагогической литературе вы можете встретить термины «школьный невроз», «школьная фобия» или «психогенная школьная дезадаптация». Что это значит?
Школьный невроз — неадекватный способ реагирования на те или иные сложности школьной жизни. Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки. Однако крайние случаи проявления агрессивности или страха в школьной практике встречаются редко. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохой оценки со стороны педагогов или сверстников. Исследования показывают, что 28 % детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специализированной помощи.
На состояние психического здоровья детей влияют травматические события. Травматическое событие – событие, которое для ребенка является субъективно значимым и переживается как резко негативное.
Травмирующее влияние оказывает не само по себе внешнее действие, будь оно острым или хроническим, а его значимость для ребенка. Так для 7 – 8 летних детей значимыми негативными событиями стали: смерть близкого человека и животного, госпитализация (болезнь, травма) родных и друзей, развод родителей, конфликты и ссоры в семье.
У подростков сильные эмоциональные переживания негативного характера вызывают: смерть близких, болезни, конфликты с друзьями. 39,2 % подростков имеют высокий уровень личностной и ситуативной тревожности (стабильная склонность реагировать на различные жизненные ситуации повышением тревоги и беспокойства).
Что делать, чтобы дети выросли психически здоровыми?
Обращаемся прежде всего к родителям. Ваши отношения с ребенком должны основываться на умении любить, поддерживать и требовать.
Что значит любить? Любить своего ребенка безусловно, то есть независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего вы ждете от него, и как он ведет себя сейчас. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение.
При этом не забывайте о том, что:
üэто обычные дети и они ведут себя, как все дети на свете;
üв ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного;
üесли вы будете стараться, как следует выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек;
üесли же вы любите их только тогда, когда они послушны и радуют вас своим поведением, и если вы выражаете свою любовь к ним только в эти хорошие (увы, редкие) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, нарушит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрело. Следовательно, вы сами отвечаете за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше), чем они сами;
üесли вы любите своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение по мере того как они взрослеют;
üесли же вы любите их только тогда, когда они выполняют ваши требования и соответствуют вашим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям (учителям и т.д.) никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии;
üради самого себя (как страдающего за своих детей родителя) и ради блага ваших сыновей и дочерей вы изо всех сил должны стараться, чтобы ваша любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной. Ведь будущее ваших детей основано на этом фундаменте;
üребенок должен чувствовать и вашу любовь, и вашу твердость.
Искренняя привязанность совершенно не противоречит твердости и требовательности по отношению к своему ребенку. Вседозволенность предполагает недостаток твердости и отсутствие границ, в рамках которых допустимо нормальное поведение ребенка, а вовсе не любовь и привязанность.
Что значит уметь поддерживать? Поддерживать ребенка — значит верить в него. Для того, чтобы показать веру в ребенка, вы должны иметь мужество и желание сделать следующее:
¾ забыть о прошлых неудачах ребенка;
¾ помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
¾ позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что вы верите в него, в его способность достичь успеха;
¾ помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Для того, чтобы поддерживать ребенка, вам необходимо:
¾ опираться на сильные стороны ребенка;
¾ показать, что вы удовлетворены ребенком;
¾ избегать подчеркивания промахов ребенка;
¾ уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
¾ уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он сможет справиться;
¾ проводить больше времени с ребенком;
¾ внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
¾ позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
¾ в качестве воспитательного воздействия чаще использовать ласку и поощрение, чем наказание и порицание;
¾ принять индивидуальность ребенка;
¾ проявлять эмпатию и веру в вашего ребенка;
¾ самому уметь демонстрировать оптимизм.
Все же умейте потребовать. Любое правильно сформулированное вами требование к ребенку должно отвечать определенным характеристикам:
¾ не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но и не быть похоже на упрашивание;
¾ должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения;
¾ должно быть разумным, то есть не противоречить здравому смыслу;
¾ не должно противоречить другому распоряжению вашему или другого родителя.
В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания.
Если ребенок нарушил – умейте прощать! Простить – это не значит забыть или попустительствовать злу. Простить – значит выразить свое осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.
Запомните, что:
ü прощение освобождает от противодействия, мщения. Гнев и мстительность – признак вашей слабости и дают вам лишь иллюзию собственной силы. Расплата – ваши отношения приносятся в жертву;
ü прощение – сохранит достоинство;
ü чтобы чувствовать себя правым, вовсе не обязательно, чтобы другой чувствовал себя неправым;
ü непрощение – наказание самого себя, путь к невротизации вашей личности;
ü непрощение блокирует ваше собственное развитие, препятствует продуктивному творчеству.
Если вы хотите углубить свои знания по проблеме воспитания психически здоровых детей, то мы можем вам посоветовать следующую литературу:
Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). - Спб.: Респекс, 1995.
Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М.: Просвещение, 1990.
Кемпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М.: Знание, 1992.
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: МГУ, 1988.
Черепанова Е. Психологический стресс. Помогите себе и ребенку. - М.: Академия, 1996.
раскрыть » / « свернуть