ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вот и начались долгожданные весенние каникулы. Закончилась самая продолжительная учебная четверть, пришла пора хорошенько отдохнуть, с пользой и во благо своему здоровью. Каникулы для детей - это разрядка, накопившейся напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Лагерь –это часть социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Пришкольные оздоровительные лагеря выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Для эффективного и полноценного отдыха на весенних каникулах для воспитанников был разработан план «Весна! Мир становится цветным!», который будет реализован в рамках действующего на базе учреждения образования межведомственного информационного проекта «Школа – территория здоровья».
Цель - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся в период весенних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности через приобщение к традициям, культурному и историческому наследию своей Родины.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Оздоровительные задачи:
- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
- Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
- Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе.
Воспитательные задачи:
- Организовать содружество и сотворчество детей и взрослых;
- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
- Содействовать формированию активной жизненной позиции воспитанников;
- Создать условия для воспитания культуры общения.
Развивающие задачи:
- Содействовать развитию познавательной активности и творческого потенциала каждого ребенка;
- Создать условия для получения краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края;
- Содействовать воспитанию патриотизма и экологической культуры юных граждан.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
- принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
- принцип творческого отношения к делу;
- принцип добровольности участия в делах;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
- принцип доступности выбранных форм работы;
- принцип культуросообразности воспитания;
- принцип гармонического развития воспитательного пространства как условие высокого уровня ее целостности;
- принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности;
- принцип преемственности как связь качественно различных стадий развития, субъективности личности, степеней ее самостоятельности и ответственности;
- принцип толерантности;
- принцип гуманизации отношений.
МОДЕЛЬ ЛАГЕРЯ ИМЕЕТ РЯД ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ,
КОТОРЫЕ И ОПРЕДЕЛЯЮТ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ
1.Временный характер детского объединения.
2.Разнообразная деятельность, насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью - делает пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».
3.Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности, заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4.Изменение позиции ребёнка - своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного стереотипа поведения.
5.Чёткий режим жизнедеятельности, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
НАПРАВЛЕРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-осмотр детей медицинским работником в начале и в конце смены;
-утренняя гимнастика (проводится ежедневно в течение 10 минут);
-организация здорового питания детей;
-организация спортивно-массовых мероприятий:
-подвижных игр на свежем воздухе, эстафет, «Веселых стартов.
2. Экологическая деятельность.
Целями данного направления являются: воспитание бережного отношения к природе, повышение уровня экологической культуры детей. В программу пришкольного лагеря включены следующие мероприятия экологической направленности:
-экологический десант,
-познавательная программа «Экологическое ассорти», участие в экологических акциях п наведению порядка возле школы.
3. Художественно эстетическая деятельность.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их, значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Цели художественно-эстетического направления: пробуждать в детях чувство прекрасного; формировать навыки культурного поведения и общения; прививать детям эстетический вкус; развивать креативность детей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец, общение с книгой, природой, искусством. Основные формы проведения:
-посещение школьного музея;
-посещение городской и школьной библиотек;
-просмотр и обсуждение мультфильмов и детских фильмов;
-конкурс детского творчества,
-организация выставок творческих работ по оформлению отрядных уголков «Знакомьтесь - это мы!»;
-конкурсы рисунков,
-игровые творческие программы,
-оформление уголка лагеря, «экрана» дня стенда, отображающего жизнь лагеря.
4. Интеллектуальная деятельность.
Целями данного направления являются: расширение кругозора детей, повышение уровня интеллектуального развития детей. В планировании предусмотрено проведение следующих мероприятий интеллектуальной направленности:
-час загадок, кроссвордов, ребусов;
-інтэлектуальна-пазнавальная гульня “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”;
-віктарына “Гістарычнае мінулае маёй Бацькаўшчыны”;
-выставка поделок, рисунков.
5. Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда. Основные формы работы: бытовой самообслуживающий труд; общественно значимый труд (уборка прилегающей территории). Цель бытового самообслуживающего труда - удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Эта деятельность детей в лагере включает:
-дежурство в отрядах, в лагере;
-уборку мусора на закрепленной за школой территории (трудовой десант).
6. Гражданско-патриотическая деятельность.
Целями данного направления являются: пробуждение в детях чувства любви к родине, семье; формирование уважительного отношения к памятникам истории и развитие интереса к изучению истории родного края; формирование толерантности, развитие дружеских отношений внутри временного коллектива. Основные формы работы:
-тематические викторины и игровые программы,
-конкурсы рисунков;
-посещение школьного музея «Спадчына».
7. Мероприятия по мерам безопасности в лагере
Целью данного направления является обучение детей мерам безопасного поведения в пришкольном лагере. В связи с этим в пришкольном лагере планируется проведение следующих мероприятий с детьми:
-«Общие правила поведения в лагере»,
-«Правила пожарной безопасности»,
-«Правила поведения детей при прогулках и экскурсиях»,
-«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий и подвижных игр».
Кроме того, в течение смены воспитатели самостоятельно либо с приглашением медицинского работника проводят беседы: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?». Беседы по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми, «Правила поведения при пожаре», «Добрая дорога из дома в лагерь».
8. Работа по сплочению коллектива воспитанников.
Для повышения воспитательного эффекта и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
-огонёк «Расскажи мне о себе» (в начале лагерной смены);
-игры на сплочение коллектива: «Казаки-разбойники», «Два капитана», «Один за всех и все за одного».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В содержании деятельности лагеря акцент сделан на преимущество игровых форм деятельности. Игра нужна и младшему школьнику, и старшему ребенку. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. В ней дети без внешнего побуждения выражают свою интересную оригинальную сущность. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, выявить и развить их интеллектуальные и физические силы. Игра, как сказка, многократно повторяясь в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Информационный стенд представляет Законы и Заповеди, действующие в лагере, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дата проведения
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
27.03.2023
ТЕМА ДНЯ:
«ЗНАКОМСТВУ МЫ РАДЫ!»
|
1.Организационная часть:
-торжественная линейка;
-беседы по МБ «Правила безопасного поведения в лагере», «Правила пожарной безопасности», «Профилактика и предотвращение ДТП»;
-выборы актива лагеря;
-оформление уголка;
-анкетирование «Чтобы было интересно, надо...».
2.Минутка здоровья «Личная гигиена» (цикл обучающих мероприятий по ЗОЖ в рамках проекта «Школа – территория здоровья»).
3.Посещение РЦДТ. Игровая программа по ЗОЖ «Формула здоровья»
4.Изобразительная деятельность «Наш отрядный дом» (обустройство и оформление отрядных уголков).
5.Деловая игра «Выборы в лагере» (выбор органов самоуправления, названия отряда, девиза, эмблемы).
6.Занятия по интересам, игры, конкурсы.
7.Открытие лагерной смены. Праздничная дискотека «Обалденная тусовка».
|
Сливчук Ю.В.,
начальник лагеря
Пилющенко С.Г.,
заместитель начальника лагеря
Прокопюк Ю.В.,
старший воспитатель
Воспитатели отрядов
|
28.03.2023
ТЕМА ДНЯ:
«В КРУГУ ДРУЗЕЙ»
|
1.Минутка здоровья «Правильное питание – залог здоровья» (цикл обучающих мероприятий по ЗОЖ в рамках проекта «Школа – территория здоровья»).
2.Минутка безопасности «Стань заметней в темноте».
3.Конкурс рисунков «Я и мои друзья».
4.Весенние забавы на свежем воздухе, занятия по интересам.
5. Интеллектуальная игра «Веселый квиз»
|
Сливчук Ю.В.,
начальник лагеря
Пилющенко С.Г.,
заместитель начальника лагеря
Прокопюк Ю.В.,
старший воспитатель
Воспитатели отрядов
|
29.03.2023
ТЭМА ДНЯ:
«ЖЫВУ Ў БЕЛАРУСІ І ТЫМ ГАНАРУСЯ!»
|
- Минутка здоровья «Как сберечь зрение?»
- Минутка безопасности «Правила поведения с незнакомыми людьми»
3.Посещение мастер-классов декоративно-прикладного направления в РЦДТ.
- Экскурсия в школьный музей «Спадчына»
- Конкурс рисунков «Беларусь моя синеокая»
6.Интеллектуальная игра «Знаем и любим родную Беларусь», в рамках Года мира и созидания
- Беседа «80-я годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками».
7 Физкультурный досуг «Солнечной весне – Физкульт –УРА!»
|
Сливчук Ю.В.,
начальник лагеря
Пилющенко С.Г.,
заместитель начальника лагеря
Прокопюк Ю.В.,
старший воспитатель
Воспитатели отрядов
Физкультурный работник
|
30.03.2023
ТЕМА ДНЯ:
«ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА»
|
1.Минутка здоровья «Твой режим дня» (цикл обучающих мероприятий по ЗОЖ в рамках проекта «Школа – территория здоровья»).
2.Минутка безопасности «Добрая дорога из дома в лагерь».
3.Спортивно-развлекательная программа «Два капитана».
4.Мероприятие «Доброта начинается с детства»
5.Весенние забавы на свежем воздухе, занятия по интересам.
6.Посещение кинотеатра «Радуга»
|
Сливчук Ю.В.,
начальник лагеря
Пилющенко С.Г.,
заместитель начальника лагеря
Прокопюк Ю.В.,
старший воспитатель
Воспитатели отрядов
Физкультурный работник
|
31.03.2023
ТЕМА ДНЯ:
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ-ЗДОРОВЫЙ ДУХ!»
|
1.Минутка здоровья «Как правильно питаться при занятии спортом» (цикл обучающих мероприятий по ЗОЖ в рамках проекта «Школа – территория здоровья»)
2.Минутка безопасности «Правила пожарной безопасности».
3.Конкурс рисунков «Со спортом дружить – здоровым быть!»
4.Развлекательная программа «Путешествие в страну Витаминию».
5.Шашечный турнир.
6.Игры на свежем воздухе, занятия по интересам.
|
Сливчук Ю.В.,
начальник лагеря
Пилющенко С.Г.,
заместитель начальника лагеря
Прокопюк Ю.В.,
старший воспитатель
Воспитатели отрядов
Физкультурный работник
|
01.04.2023
ТЕМА ДНЯ:
«ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ, ДРУЗЬЯ!»
|
1.Минутка здоровья «Осанка – основа здоровья» (цикл обучающих мероприятий по ЗОЖ в рамках проекта «Школа – территория здоровья»).
2.Минутка безопасности «Мы – пешеходы, мы – пассажиры».
3.Конкурс рисунков «До свидания, лагерь мой!»
4.Закрытие лагеря «Наша дружная семья».
5.Праздничная дискотека «Весёлая компания».
|
Сливчук Ю.В.
начальник лагеря
Пилющенко С.Г.
заместитель начальника лагеря
Тарасюк Н.С.
старший воспитатель
Воспитатели отрядов
Физкультурный работник
|