Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

11.02.2022

Проведение республиканского референдума.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 января республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию назначен на 27 февраля 2022 года.

Процедура проведения референдума во многом схожа с выборами. Как в первом, так и во втором случаях используется голосование. Однако, если на выборах граждане лишь избирают президента, депутатов либо иных должностных лиц, то во время референдума они выступают уже как законодатели, принимающие решения, важные для страны.

Именно поэтому референдум считается важнейшей формой непосредственной демократии, позволяя гражданам самостоятельно принимать судьбоносные решения, влияющие на дальнейшую жизнедеятельность государства.

Конституционные референдумы проводятся, если возникает необходимость внесения в конституцию определенных поправок и изменений.

Так, разделы І, ІІ, ІV, VІІІ Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем референдума.

 

Важным моментом процесса принятия Конституции референдумом является предварительное вынесение ее на всенародное обсуждение.

Формы всенародного обсуждения проекта Конституции законодательством не регламентированы, поскольку их спектр может быть самым разнообразным и все их определять нет необходимости. Это могут быть как диалоговые площадки, семинары, круглые столы, так и публикации в печатных СМИ, использование возможностей телевидения, радио, электронных средств массовой информации и т.д. При этом, что важно, свои предложения может вносить каждый гражданин.

Широкое обсуждение проекта Конституции играет значимую роль. Оно дает возможность еще до референдума хотя бы в общем плане определить отношение общества к содержанию будущего Основного Закона, проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения.

Отметим, что проведением референдума конституционная реформа не заканчивается. После референдума и принятия новой Конституции предстоит серьезная работа всех нормотворческих органов по приведению национального законодательства в соответствие с Основным Законом Республики Беларусь. И те предложения, которые поступали от граждан или общественных институтов, также будут учитываться в этой работе.

Основные постулаты проекта изменений и дополнений

в Конституцию Республики Беларусь

После всенародного обсуждения проект Основного Закона Республики Беларусь сохраняет важнейшие постулаты правового, социального и демократического государства, даже усиливает их.

  1. Сохранение суверенитета государства и традиционных ценностей: семьи, самобытности, духовности и исторической памяти белорусского народа, формирование патриотизма, уважения к законам, государственным символам, историческим и национальным традициям Беларуси.
  2. Закрепление социального характера государства при установлении социальной ответственности граждан (исключение социального иждивенчества, где каждый должен вносить посильный вклад в развитие общества и государства).
  3. Усиление демократического характера управления государством путем введения нового высшего представительного органа – Всебелорусского народного собрания (отходим от классического разделения властей и в системе сдержек и противовесов вводим новый конституционный орган, который, де-факто, функционирует с Беларуси с 1996 года).
  4. Совершенствование конституционных норм в связи с новыми вызовами: развитие атомной энергетики в мирных целях (новый источник энергии и модернизация производств, повышение конкурентоспособности белорусских товаров) и защита персональных данных в свете развития IT-технологий во всем мире (общее информационное пространство и защита прав человека).
  5. Закрепление закона как нормативного правового акта высшей юридической силы (указы будут носить подзаконный характер, а декреты утрачивают силу с момента принятия соответствующих законов).

 

Конкретные изменения в проекте, выносимом на референдум:

 

В итоговом проекте Конституции, вынесенном на референдум, кардинальных пересмотров основных положений не произошло, векторы и принципы остались сохранены. Речь идет об изменениях преимущественно уточняющего и дополняющего характера.

  1. Вызвавшая широкий общественный резонанс первоначальная формулировка статьи 45-й «граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья», смягчена и заменена на более общую: «граждане заботятся о сохранении собственного здоровья».

В этой статье, как и в целом в разделе «Личность, общество и государство» наряду с правами определена и заложена система обязанностей.

Статья 21: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства»

  1. В первоначальном проекте Основного Закона было записано, что «демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений».

В новой редакции предлагается изложить первую часть статьи 4 Конституции в варианте: «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений». При этом предполагается сохранить положение о том, что идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

  1. Проект дополнен положением о том, что постановления правительства и распоряжения премьер-министра не должны противоречить законам и решениям Президента.

Уточнены формулировки о механизмах подписания Президентом законов, принятых Палатой представителей и Советом Республики.

  1. В полномочиях Президента исчезло упоминание о том, что он устанавливает государственные праздники и праздничные дни. Полномочия по их установлению переданы Всебелорусскому народному собранию.
  2. Появилось упоминание государственных символов Беларуси (статья 52). «Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать государственные символы и национальные традиции Беларуси».
  3. В проекте для референдума сохранились положения о браке как союзе женщины и мужчины, а также о том, что родители или лица, их заменяющие, обязаны воспитывать детей, в том числе «готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси». Эту статью дополнили предложением «Государство обеспечивает приоритет воспитания детей в семье».

 

Разделы сайта