Мы все знаем, что пока есть дети, будет детский травматизм, от этого никуда не деться. Наша задача - попробовать снизить частоту этого травматизма, уменьшить тяжесть детской травмы и, конечно, проанализировать
и попробовать понять, какие же меры приводят к положительному результату», - считает главный детский травматолог Москвы Размик Кешишян.
Кто-нибудь из вас задумывался, что такое травматизм?
Слово «травма» происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называются травматизмом. Под детским травматизмом понимается совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
На сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему современного общества, поскольку здоровье детей является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести
к трагедии.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют
и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта,
а отсюда отсутствие чувства опасности. К сожалению, родители не могут все время находиться рядом с детьми, но их главная задача – создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.
В данном материале мы не только приведем примеры травмирования детей, но и попытаемся ответить на вопросы:
что именно несет опасность для здоровья ребенка? Как этого избежать? Какими принципами нужно руководствоваться, чтобы с ребенком
не случилась беда?
В структуре всего детского травматизма бытовые травмы – самое распространенное явление. На их долю приходится около 70% всех несчастных случаев. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 2 до 6 лет травматизм увеличивается более чем
в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков. Травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит
от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей своих детей. Для того, чтобы предупредить травматизм, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации:
В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук. Любят закрывать самостоятельно двери, забывая вовремя убрать пальцы, с удовольствием перебирают содержимое различных коробок и шкатулок, в которых могут оказаться иголки, лезвия, лекарства, различные реактивы,
и другие опасные для них предметы. Некоторые матери нередко выставляют коляски со спящими детьми на незащищенные лоджии или балконы, заменяя тем самым прогулки на свежем воздухе. В это время на ребенка может упасть горящий окурок, брошенный сверху,
и привести к трагическим последствиям. Также опасно оставлять малыша на диване или на неогражденной кровати, ставить рядом с его постелью электронагревательные приборы.
С 2-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы, в результате чего случаются электротравмы. Происходят и химические ожоги продуктами бытовой химии, различными кислотами, например уксусной эссенцией. Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Дети получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое-то мгновение остаются без родительского внимания.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы. Обследуют предметы (спички, зажигалки), в своих разнообразных играх, особенно со спичками и зажигалками, часто повторяют поступки и действия взрослых.
7-13 летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают использованные баллончики аэрозолей, дезодорантов,
и получают тяжелые ожоги пламенем, которые могут привести
к инвалидности или даже смерти. Травмы могут причинить различные колющие и режущие предметы – остро отточенные карандаши, ручки, циркули, кнопки, угольники, ножницы и другие при неосторожном их применении и баловстве.
14-15 летние подростки чаще получают травмы из-за нарушения техники безопасности при катании на электросамокатах, велосипедах, скейтбордах, роликах, а также ожоги из-за неосторожного обращения
с ЛВЖ. Немало травм происходит из-за постоянного использования различных гаджетов. С телефоном подростки не расстаются ни дома, ни на улице. Даже умудряются пользоваться, идя по пешеходному переходу. Музыка, звучащая из наушников, не всегда позволяет услышать сигнал автомобиля. Различные травмы случаются
у «любителей селфи» и подростков, зависимых от социальных сетей.
ОСНОВНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРИЧИНЫ ТРАВМИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
1. Травмы грудничков:
– из-за падения с высоты (например, со стола или с медицинских весов по невнимательности взрослых);
– взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша;
– при подбрасывании малыша вверх, взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате ребенок ударяется головой
о потолок или люстру;
– ребенок в автомашине (при торможении);
– ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе
в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающий с балкона окурок, питание в коляске без присмотра (может подавиться пищей).
2. Ожоги любойэтиологии: открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, сведение
в точку солнечных лучей, при использовании ЛВЖ, из-за возгорания
от открытого пламени свечи, горячая пища на столе, эксперименты
с открытым огнем (чаще страдают школьники – бензин в костер, курение возле канистры с бензином), петарды и др.
3. Ушибы, переломы, сотрясения головного мозга: падение
с высоты (из окна, прыжки с большой высоты), безудержная беготня
на переменах и в подъездах (удар о батарею),остекленные двери, сломанная или поврежденная ступенька (приводит к скольжению,
в результате возможен даже перелом позвоночника) и др.
4. Укусы животных: в последнее время очень популярными стали контактные зоопарки. В основном в контактных зоопарках содержат животных и птиц, которые потенциально могут нанести наименьший вред жизни и здоровью человека. Животные, которые выросли в неволе и специально для этого предназначены, ласковы
и игривы. Но не следует забывать, что это неосторожное действие
со стороны ребенка может спровоцировать укус.
Фиксируются и случаи укусов собак. Животное может совершенно внезапно напасть не только на случайного прохожего, но и на своего хозяина. Специалисты отмечают, что чаще на людей нападают собаки не безнадзорные, а домашние. Частыми жертвами такого агрессивного поведения животного становятся дети.
5. Попадание инородных тел в дыхательные пути: пищевые продукты (орехи, кости, семечки),бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек) и др.
6. Травматизм на воде: ребенок возле воды без сопровождения взрослых даже умеющий плавать может утонуть из-за растерянности. По неопытности ребенок может быть унесен течением на льдине, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.
7. Отравления ядами (например, марганцовкой – смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью
и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. Почти все отравления дети получают дома. Здесь же нужно напомнить и про комнатные растения, многие из которых могут быть ядовитыми. Контакт с ними для ребенка может быть весьма опасным.
ОЖОГИ, НЕОСТОРОЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЛВЖ
Больше всего неприятностей в квартире случается на кухне.
И причина их кроется в неосторожности и неосмотрительности взрослых. Очень важен личный пример безопасного поведения родителей. Исходя из характера случаев получения ожогов детьми
в быту, следует отметить, что в каждом из них травмирования можно было бы избежать при надлежащем контроле взрослых. Лучше перестраховаться и максимально не выпускать ребенка из виду, чем, жалея впоследствии о собственной беспечности, нанести вред его здоровью:
16 января 2022 года ЧП произошло в аг. Прилуки Минского района. Четырехлетний мальчик получил ожоги. Мальчик с мамой завтракали на кухне. Мама лишь на мгновение оставила сына одного, как вдруг услышала крик сына.Женщина вернулась и увидела, что
ее ребенок обжег руку бумажным полотенцем, которое воспламенилось от горящей восковой свечи. С ожогом кисти ребенок был госпитализирован.
18 марта 2022 года ожоги спины получил 13-летний подросток
г. Гомеля. События развивались следующим образом: женщина
со своим сыном готовили пищу на кухне. В результате личной неосторожности на ребенке загорелась одежда. Мать мальчика потушила загоревшуюся одежду и вызвала скорую помощь. Ребенок
с диагнозом «ожоги 12 % тела» был госпитализирован
в реанимационное отделение больницы.
Случай произошел 27 августа 2022 года в поселке Большевик Гомельского района. 15-летний подросток во время игры с друзьями упал в котлован в поле, где горел костер. Ребенок получил термический ожог правого плеча, предплечья, правого коленного сустава. Был госпитализирован.
5 октября 2022 года в г. Барановичи 2-летний ребенок получиложоги, играя с неисправным светильником. Мальчик во время игры коснулся руками оголенного провода электроприбора и получил удар электрическим током. С травмами ребенка госпитализировали.
Вечером 17 октября 2022 года мама с ребенком находились на прогулке. В какой-то момент 7-летний мальчик забежал в сгоревшую кучу листвы, которая тлела, и остатки углей попали в ботинок, вследствие чего он получил ожог правого голеностопного сустава, стопы.
16 декабря 2022 года инцидент произошел в г. Гомеле.13-летний подросток получил ожоги из-за шалости с огнем. Ребенок, находясь
у себя дома, поздно вечером снимал спичечную серу и складывал
в пластиковую емкость из-под лекарства. Затем сера при измельчении с помощью карандаша загорелась. Мальчик получил термический ожог правой кисти. Несовершеннолетний госпитализирован.
14 января 2023 года в г. Гомеле 16-летняя девушка
по неосторожности прислонилась спиной к газовой конфорке,
в результате чего на ней загорелась кофта. Она сама потушила огонь и обратилась к медикам. Ее госпитализировали.
Как показывает практика, дети могут получить серьезные травмы из-за неосторожности при использовании ЛВЖ. Вспышки паров бензина, ацетона, бензола, толуола, некоторых спиртов и эфиров периодически становятся причиной возгораний, в результате которых дети попадают в больницу:
24 июля 2022 года 5-летняя девочка получила ожоги, играя возле костра у дома в Чашникском районе Витебской области. Во дворе дома семья развела костер. Во время игры девочка подошла к огню
и вылила в него содержимое бутылки с горючим веществом. Пламя вспыхнуло, обдало малышку, одежда на ней загорелась. Отец ребенка ликвидировал возгорание. Однако девочка и ее мама, находившаяся рядом, получили ожоги различной степени тяжести.
Как этого избежать:
- не разрешайте детям самостоятельно разжигать отопительные печи и мангалы;
- прячьте от детей такие легковоспламеняющиеся жидкости, как бензин, керосин, а также спички, зажигалки;
- обязательно расскажите им об опасности ЛВЖ;
- не используйте сами легковоспламеняющиеся и горючие жидкости при разведении костров, приготовлении пищи на огне;
- не бросайте емкости с ЛВЖ (ГЖ) или неизвестным вам содержимым в огонь;
- не разрешайте детям находиться рядом во время приготовления пищи, мытья посуды, утюжки белья;
- не допускайте детей близко к горячей плите, отопительной печи, утюгу, чайнику и др.
|
ОТРАВЛЕНИЯ, ПРОГЛАТЫВАНИЕ ИНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Достаточно часто среди детей регистрируются отравления, причинами которых становятся небрежно хранящиеся лекарственные вещества и средства бытовой химии. Ведь яркие этикетки, разноцветные таблетки привлекают внимание любознательных малышей. Поскольку детский травматизм в основном связан с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях, отравлениям наиболее подвержены дети дошкольного возраста.
Как предотвратить подобные случаи:
- храните лекарства, химические вещества и опасные предметы в местах, недоступных для детей;
- не принимайте лекарства на глазах у маленьких детей: помните, что дети все повторяют за взрослыми;
- говорите ребенку о том, что пользоваться средствами бытовой химии, косметикой, лекарствами нужно только по их прямому назначению и под наблюдением взрослого;
- не оставляйте детей без присмотра!
|
УЛИЦА, СТРОЙКА, ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ
Во время игр на улице немало травм случается при неудачном выборе места – велик риск получить травму при падении либо ударе обо что-либо. Отсутствие порядка на детских площадках, приусадебных участках, открытой местности представляет особую опасность для детей. Следует объяснить ребенку, что не стоит играть там, где есть ямы, штыри, проволока, битое стекло, гвозди и др. Случаются травмы, когда школьники в процессе игры наталкиваются на металлические предметы, торчащие из земли. При любых обстоятельствах родители должны контролировать места игр своих детей.
Стройка, пустыри, карьеры не место для детских игр, а ведь именно их дети часто выбирают для игр. Эти места скрывают в себе опасности не только для детей, но и для взрослых.
Часто дети выбирают для игр пустующие котлованы и заброшенные карьеры. Ведь ребятне нравится играть с песком, и они не понимают той опасности, которая им угрожает. Дети строят лазы и копают траншеи, делают лабиринты и пещеры в песке, скатываются со склона или карабкаются наверх по песчаной горке. Но песок очень опасный, ведь обрушение грунта происходит моментально, и возможности выбраться из-под завала практически нет.
На что следует обратить внимание для обеспечения безопасности ребенка?
- расскажите ребенку об опасности игр в неприспособленных для этого местах;
- объясните своим детям, что нельзя заходить на территорию карьеров, строящихся объектов, а тем более играть там, прыгать с откосов;
- старайтесь выбирать детские площадки в тихом и спокойном месте, оборудованные безопасным резиновым покрытием;
- всегда находитесь рядом с ребенком и подстраховывайте его даже если он усиленно сопротивляется.
|
ЛЮКИ, ЯМЫ, КОЛОДЦЫ
Отсутствие порядка в содержании домового хозяйства, а также на городских улицах (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, не огражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.) представляет особую опасность провалиться туда и получить серьезную травму. Для ребенка падение в люк канализационного колодца может закончиться летальным исходом. Помимо возможного смертельного удара по голове падающей крышкой, ребёнок может утонуть или задохнуться в магистральной канализационной трубе. Подземные коммуникации не проветриваются вообще, что приводит к накоплению в них разного рода тяжелых газов, например, пропана, сероводорода или углекислого газа.
Как предотвратить падение в люк, яму или колодец:
- внимательно изучайте места для прогулки с ребенком;
- не оставляйте детей без присмотра;
- расскажите ребенку, что нельзя становиться на люк;
- если, проходя по улице, вы обнаружили незакрытый люк, постарайтесь закрыть его. Помните, что полностью закрытым люк считается только тогда, когда выступы на крышке точно совпадают с пазами на кромке люка. Не забудьте покричать внутрь, чтобы не замуровать человека или людей, которые находятся внутри. А оказаться там могут и обслуживающий подземные коммуникации персонал, и пострадавший от незакрытого люка прохожий;
- если не можете самостоятельно закрыть люк, оградите место ветками или какими-либо другими предметами. Позвоните в ЖЭС, чтобы выехала ремонтная бригада и выполнила работу по обеспечению безопасности на улице, которую нарушает незакрытый люк.
|
ОКНА, ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ
Когда в доме появляется малыш, родителям надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям. Ведь характерной чертой ребенка дошкольного возраста является стремление к познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Особенно часто о подобных случаях можно услышать в конце весны, летом и в начале осени. Происходит это
по разным причинам: дети играли или опирались на москитные сетки, родителей не было рядом.
Чтобы избежать случаев выпадения из окон:
- установите блокираторы открывания окон либо специальные фиксаторы, которые не позволяют ребенку открыть окно более чем на несколько дюймов;
- используйте ограничители открывания окон с тросом, которые позволят открыть окно только на длину троса;
- защитите окна, вставив оконные решетки;
- оборудуйте окна специальными накладными ручками на замке с комплектом ключей;
- отодвиньте от окон все виды мебели и не оставляйте в комнате детские стульчики и табуретки;
- не устанавливайте москитную сетку – ребенок воспринимает ее как преграду и опирается;
- не оставляйте окна открытыми настежь, если в квартире ребенок;
- не позволяйте ребенку играть на подоконнике.
|
Случаи падения малышей с высоты в домашних условиях могут закончиться трагически.
Случаи падения с высоты регистрируются и у школьников. В возрасте 11-14 лет особенно ярко выражено стремление подростков к самостоятельности и желание быть похожими на взрослых. Подростки нередко стремятся показать свою храбрость, ловкость и умение там, где более уместны осторожность и сдержанность:
ВОДА
В нашей странеосновное количество несчастных случаев на воде приходится на теплый период года. Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Основными причинами несчастных случаев на воде с участием детей, как правило, являются недостаточный контроль со стороны родителей, незнание правил безопасного поведения и неумение плавать.
Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют не только крупные водоемы, но и декоративные пруды и даже емкости
с водой. Иногда достаточно небольшого количества воды, чтобы
с ребенком произошла трагическая случайность. Даже бак с дождевой водой, стоящий во дворе, может представлять опасность.
Для предотвращения несчастных случаев на воде:
- не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает;
- запретите ребенку нырять с ограждений или берега;
- расскажите об опасности игр на воде;
- помните, что особую опасность для малолетних детей представляют любые емкости с водой (ванны, бочки, бассейны, ведра и др.).
|
ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ, ОСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА, ГИБЕЛЬ ДЕТЕЙ НА ПОЖАРАХ
Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточного контроля за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумения родителей организовать досуг своих чад. В возрасте от трех до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС
Именно родители должны побеспокоиться о безопасности своего малыша в доме. Обратите особое внимание на места повышенной опасности:
- кухня;
- ванная комната;
- места хранения бытовой химии.
Никогда не оставляйте в зоне доступности ребенка:
- лекарства
- бытовую химию;
- элементы питания;
- спички;
- колющие и режущие предметы и прочую мелочь.
Опасно:
- Оставлять ребенка в комнате с открытым окном!
- Оставлять ребенка одного в воде во время купания!
- Разрешать ребенку самостоятельно включать и выключать электроприборы!
- Читайте ребенку!
Сказки, художественную литературу – это основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А, как ты думаешь, что нужно было сделать?». Рассуждая над поступком героя, вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
- Рисуйте с ребенком!
Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья
и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
- рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
- задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
- сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.
3. Играйте с ребенком!
Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Научите ребенка, как правильно вызывать спасателей:
- набрать 101,112;
- сообщить свой адрес;
- звать на помощь взрослых;
- назвать свое имя, фамилию, телефон.
Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона или на видном месте.
4. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!
Предлагаем посмотреть мультфильмы «Волшебная книга», «Спецотряд 112». После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
1. Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
2. А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
3. Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
4. А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
5. Почему нельзя нарушать правила безопасности?
6. Что нужно знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
Разговаривая, обсуждая с ребенком мультфильм, сказку или историю по безопасности, вы помогаете понять обычные житейские истины, учите правильным действиям и поступкам в будущем.
Психологи советуют начинать обучение ребенка правилам безопасности с 2-3-летнего возраста. Слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать! Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться
и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее...».
Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте чаще замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации.
Еще несколько рекомендаций для родителей:
- разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь
их делами и жизнью;
- будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
- вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем общается,
где проводит свободное время;
- приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте
и напоминайте о безопасности;
- не важно, сколько лет вашему ребенку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребенка безопасному поведению;
- если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
- проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
- предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность,
разумно контролируйте его;
- детям старшего школьного возраста также нужно напоминать
о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
- всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так как количество травм именно в этот период возрастает.
разгарнуць » / « згарнуць