У родителей со школой отношения нередко бывают сложные... За десять лет многие так и не могут переступить через страх посещения родительского собрания, “индивидуальной консультации”, на которую периодически приглашают учителя... Но любой родитель понимает – разобщенность со школой чревата непривлекательными последствиями для обеих сторон, не говоря о ребенке, который, как и в давние времена, является яблоком раздора этих двух социальных институтов – школы и семьи.
Школа не всегда может удовлетворить все запросы родителей. Понятно также, что условия, которыми она располагает, оставляют желать лучшего, а уровень оплаты труда, существующий сейчас в системе образования, не позволяет родителям настаивать на многих своих требованиях. И все же... Если посмотреть на ситуацию по-другому: что зависит от нас, родителей? Как мы строим свои отношения со школой? Не секрет, что школа – это огромный “полигон” для конфликтов, иногда провоцируемых нами, родителями. Изменить устройство школьной системы нам не под силу, но может быть что-то можно изменить в себе?
•Не требуйте от школы больше, чем она может вам дать. Школа – это часть жизни ребенка. У первоклассников – большая, у выпускников – меньшая... Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок жил интересной жизнью и вне школы, тогда возможные школьные неуспехи не будут столь разрушительны для его личности.
•Учителя – как и все люди – разные. Не обобщайте и не переносите свое недовольство на весь коллектив школы. Наверняка среди педагогов есть те, с кем вы вполне найдете общий язык.
•При возникновении неприятной ситуации, связанной с вашим ребенком, помните, пожалуйста, что вы единственный человек, способный оказать ему моральную поддержку при общем “разборе полетов”. Ваша задача – в школе прояснить ситуацию. А вот все “меры” лучше принимать дома, после тщательного совместного обсуждения с сыном или дочерью.
•Приходя в школу, обязательно просите вести диалог на основании конкретных фактов, а не личных впечатлений учителей. Впечатления могут быть очень субъективными, не стоит полагаться только на них. Постарайтесь собрать разнообразную информацию о жизни ребенка и анализируйте ее сами.
•Попробуйте также понять не только особенности поведения вашего ребенка в классе (школе), но и общую атмосферу учебного заведения. Любые поступки детей обязательно связаны с социальным контекстом, в котором он развивается. Не торопитесь делать поспешные выводы, не поняв причины его поведения.
•Не принимайте учительскую правоту априори. Естественно, не нужно обсуждать с ребенком только негативные качества (поступки) учителей, попробуйте в каждом явлении находить ту крупицу полезного, которая обязательно присутствует в нем. Учите этому ребенка.
•Старайтесь регулярно приходить на родительские собрания. По возможности просите классного руководителя сообщить повестку собрания и его продолжительность.
•На самом собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с вашим ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с учителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.
•Подумайте, чем вы могли бы помочь школе или конкретному учителю? Не всегда эта помощь должна выражаться в материальной поддержке. Возможно, вы располагаете важной информацией, может быть, у вас есть возможность трудоустроить школьников на лето. Вероятно, вы могли бы дать консультации по вопросам, связанным с вашей профессиональной деятельностью, а может быть, вы в состоянии помочь школе в тиражировании учебных материалов, обеспечении компьютерными программами?
•Ваше участие в жизни школы обязательно окажет благоприятное влияние не только на ребенка, но и на ту образовательную среду, в которой он находится.
•И последнее. Для того, чтобы научить ребенка необходимым социальным навыкам, родители должны не только рассказывать о них взрослеющему человеку, но и демонстрировать их на практике. Подумайте, пожалуйста, какими видятся ребенку ваши деловые и личностные отношения с учителями? Согласились бы вы, чтобы он строил взаимодействие с другими людьми, воспользовавшись именно вашей моделью? Если да – то вас можно только поздравить. Если нет – у вас еще есть время, чтобы что-то изменить.
Мы попросили учителей нескольких подмосковных школ ответить на два вопроса:
1. С какой целью, на ваш взгляд, стоит проводить родительские собрания?
2. Какие трудности возникают у вас во время их проведения?
Варвара Васильевна, классный руководитель 6-го класса, учитель литературы:
1. Я работаю в школе десять лет, но лишь недавно поняла, что основная цель собрания – это поддержка родителей и защита интересов семьи и ребенка. Если родители чувствуют поддержку, они доверяют школе, стремятся к общению с учителем, становятся опорой для детей. А значит, совместно мы можем решить любые проблемы.
2. Я очень волнуюсь, когда приходится говорить о денежных сборах и конфликтах между детьми. После собрания долго мысленно прокручиваю его, вспоминаю все реплики, пытаюсь найти свои ошибки, постоянно ругаю себя за что-то.
Лариса Григорьевна, классный руководитель 11-го класса, учитель математики:
1. Родительские собрания нужны, чтобы давать родителям полное представление о том, что происходит с их детьми в школе. Но, думаю, родителям также полезно напомнить, как непросто дается многим детям математика. Поэтому большую часть времени на собраниях мы... учимся. Не буквально, конечно, но я подробно рассказываю родителям, что и как мы изучаем, с какими трудностями сталкиваются ребята. А иногда провожу для них еще и открытые уроки. Это помогает родителям почувствовать себя на месте своих детей, лучше понять их.
Еще я заметила, что, когда родители получают информацию о своих детях на собраниях, то есть официально, у них возрастает ответственность за детей. Хотя, конечно, и тревожность прибавляется. Поэтому неприятные новости я все-таки приберегаю для индивидуальных встреч.
2. Раньше перед каждым родительским собранием у меня была бессонная ночь – листала педагогические статьи и книги, тщательно продумывала, с чего начну разговор. Сейчас, пожалуй, никаких трудностей нет: очень уж большой опыт и много собственных находок.
Татьяна Дмитриевна, классный руководитель 7-го класса, учитель истории:
1. Я считаю, что родительские собрания оправданы только тогда, когда у учителя есть информация общая для всех родителей. Вопросы, касающиеся каждого ребенка, я решаю индивидуально – я вообще не люблю выступать перед аудиторией и, когда есть возможность избежать собрания, избегаю его, а нужную информацию сообщаю родителям по телефону.
2. Я, честно говоря, всегда жду какого-нибудь подвоха со стороны родителей, а когда они собираются вместе... Из-за этого я очень волнуюсь, начинаю собрание неуверенно.
Ольга Юрьевна, классный руководитель 10-го класса, учитель истории:
1. По-моему, цель родительских собраний очевидна – донести до родителей важную информацию об их ребенке.
2. Мне всегда трудно сообщать родителям неприятную информацию о детях. А еще труднее – просить собрать деньги на ремонт класса или на какое-нибудь школьное или классное мероприятие.
Елена Анатольевна, классный руководитель 8-го класса, учитель английского языка:
1. У родительских собраний несколько целей. Главная – помочь родителям контролировать учебу своих детей. Но не менее важно суметь создать коллектив родителей. Если это получится, то и детей сплотить будет намного легче. Поэтому я не жалею времени на совместное обсуждение с родителями тех проблем, которые выходят за рамки урока: мы всегда тщательно продумываем, как организовать экскурсию или провести творческий вечер. Самое главное – начать эту работу вовремя, с пятого класса, когда ребята еще маленькие и отношения между родителями очень влияют на отношения между детьми.
2. Трудностей много. Если хотя бы один из родителей не расположен общаться с другими, поддержать творческий настрой на собрании, скорее всего, не удастся.|
разгарнуць » / « згарнуць